Ви є тут

Социализация городских трудных подростков в условиях неформального института улицы

Автор: 
Зверева Галина Леонидовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
191885
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКИХ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ и НЕФОРМАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УЛИЦЫ.............................12
£ 1.1. Городские трудные подростки, как социальная группа.12
§ 1.2. Неформальный институт улицы и его роль в социализации городских трудных подростков..............................34
ГЛАВА 2. ПРАКТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НЕФОРМАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УЛИЦЫ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ..........................................78
£ 2.1. Специфика процесса «уличной» социализации городских трудных
подростков............................................78
§ 2.2. Безнадзорные подростки как наиболее проблемная группа городских трудных подростков: анализ основных детерминант социализации.............................................107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................124
2
Введение
Актуальность постановки проблемы исследования. Проблемы формирования подростковой субкультуры, изучения условий, а также характера социализации девиантных подростков широко рассматриваются в современной социологии, в/том числе отечественной. Однако данная проблематика настолько широка, что многие моменты до сих пор остаются неизученными.
Особенно актуальной является, на наш взгляд, проблема социологической оценки взаимосвязи городского трудного подростка, улицы, как неформального социального института подростковой социализации, и подростковой «уличной» субкультуры. На то есть несколько причин.
Во-первых, в социологической литературе отсутствуют критерии «трудности» подростка, что неизбежно приводит к путанице в определениях. Между тем, именно понятие «трудных подростков» вызывает наибольший интерес, гак как объединяет такие социологические категории, как «девиантный» (со знаком минус), «делинквентный подросток» и в силу этого часто используется в психологической и социологической литературе.
Во-вторых, в рамках институционального подхода выделяется целый ряд институтов, оказывающих значимое влияние на подростковую социализацию: семья, школа, СМИ, неформальные социальные группы и т.д. Улица в качестве такого института не рассматривается, хотя фактически ей присущи все институциональные признаки и её также можно считать институтом социализации подростков, только неформальным. Необходимость ее включения в институциональный состав видится более чем оправданной: улица является основной средой социализации трудных подростков. Семья, СМИ и школа отходят здесь на второй план, а отдельные подростковые группы и объединения входят в его состав.
И, наконец, в-третьих, анализ социализации трудных подростков в рамках неформального института улицы позволяет определить то место, которое занимает в данном процессе подростковая уличная субкультура.
3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКИХ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ И НЕФОРМАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УЛИЦЫ
§ 1.1. Городские трудные подростки, как социальная группа*
Существует масса теорий, гипотез, а также специальных исследований применительно к подростковому периоду. Он обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще отождествляется с периодом полового созревания (пубертата).
В биологии и психологии под пубертатным периодом понимается одна из стадий развития индивида в процессе онтогенеза, непосредственно связанная с половым созреванием, а также вхождением во взрослую жизнь. Отсюда берет свое начало психофизиологическое раз1раничение на детей и подростков, подростков и взрослых.
По утверждению A.B.Ильина, подростковый период отождествляется с этапом окончательного созревания организма и соответствует периоду жизни индивида от десяти до восемнадцати лет (отсюда и появление в социологии, психологии понятия «тинэйджер» от англ. [teen age] — десятилетний возраст).
Ш.Бюлер определяет пубертат как «стадию, в которой человек становится половозрелым [курсив мой - Г.З.], хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время»1. Период, предшествующий пубертатному, она называет детством человека, а его финальную часть -юностью. Нужно разделять периоды психологической и физиологического пу-бертатности. Физическая пубертатность является по сути, онтогенетическим этапом развития организма и протекает у мальчиков в среднем между
1 Бюлср Ш. Что такое пубертатный период? // Педология юности. — M.-JI., 1931. С. 45.
12
14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Психологическая пубертат-ность выражается у подростка в особых психических явлениях, которые возникают еще до физического созревания в качестве его предвестника, и продолжается долгое время после него.
Л.С.Выготский различает три точки подросткового созревания:
- органическое;
- половое (психологическое -Г.З.);
- социальное.
Он пишет: «Мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и лишь спустя некоторое время - социальное. Данное расхождение и обусловило возникновение подросткового периода»1.
Отметим, что общественная среда оказывает серьезное влияние на характер и длительность пубертатного периода.
Как отмечает Ш.Бюлер, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни. Э.Эриксон в свою очередь пишет о том, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостной личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от социальных параметров, «духовной атмосферы» общества. Таким образом, можно утверждать, что общественная среда является источником внешних детерминант социализации подростков.
В этой связи, пубертат не может трактоваться только как период физического созревания. Он детерминирован психоэмоциональными и социальными изменениями в жизнедеятельности подростка. Исходя из этого, в качестве группобразующих признаков подростков помимо возрастных рамок, необходимо выделять также психофизиологические, а также социо-культурные характеристики подросткового периода. Рассмотрим их подробнее.
/. Особенности возрастного онтогенетического развития подростков
Г
1 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.-Л., 1956. С. 56.
13