2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы гендерного подхода к анализу демографических процессов 16
§ 1. Теория и методология гендерного подхода к анализу социальных процессов 16
§2.; Основные тенденции и подходы к решению проблем демографического кризиса 36
§з. Интеграция гендерного подхода в исследование демографических процессов 68
Глава II. Гендерные ресурсы демографических изменений 91
§ 1. Источники гендерного неравновесия, как факторы, влияющие на демографические процессы 91
§2. Ресурсы социального воспроизводства для формирования позитивных демографических тенденций 113
§3. Трансформация гендерного режима как стратегический ресурс гендерной и демографической политики в современной России 133
Заключение.................................................. 151
Список использованных источников и литературы............... 156
Приложении ..............................................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Демографический кризис в России осознан как на дискурсивном, так и на политическом уровне как угроза национальной безопасности, выражающаяся в катастрофическом снижении численности народонаселения и ухудшении его качества.
От социологической науки общество ждет научно обоснованных рекомендаций по выходу из этого кризиса, основанных на глубоком анализе современных социальных процессов и институтов, имеющих сложный характер и отличающихся высокими скоростями социальных перемен.
Особым динамизмом отличается гендерный компонент социальных процессов, связанный с взаимоотношениями социальных групп мужчин и женщин - гендерными отношениями, изменившимися за последние столетия и повлекшими за собой изменения социальных структур и институтов.
Демографические процессы относятся к социальным* процессам, поскольку в них присутствует процесс социального взаимодействия между действующими субъектами. Основной показатель этой сферы — рождаемость - достиг предельного критического значения, что говорит о необходимости исследования гендерного компонента демографических процессов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, кризисным состоянием современных демографических процессов в России, показатели которого (рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, миграция) четко указывают на несбалансированные условия жизни тех, от кого зависит воспроизводство населения и положительная динамика демографических процессов;
19
Т. Парсонса, Р. Коннелла, И. Гофмана, К. Уэста, Д. Зиммермана, Д. Лор-бер1 и др. исследователей.
Д. Лорбер в статье «Пол как социальная категория» включает понятие «гендера» в сложную структуру общей социальной категории «пола», в которой биологический пол и социальный иол интегрируются в процессах идентификации, социализации и стратификации.
Американский историк Джоан Скотт в своей статье «Гендер -полезная категория исторического анализа»2 схематично определила понятие гендер в четыре подсистемы: 1) комплекс культурных символов;
2) нормативные утверждения, выраженные в религиозных, педагогических, научных, правовых, политических доктринах; 3) социальные институты и организации, в которые входят не только система родства, брак, семья и домохозяйство, но и такие гендерно-дифференцированные институты как рынок рабочей силы, система образования и государственное устройство, все социальные отношения и политические институты, которые в разной степени структурируются гендером; 4) субъективная гендерная идентичность - ее определяющая роль состоит в том, что реальные мужчины и женщины не всегда буквально следуют предписанияхм общества (гендер, конструируемый властью и наоборот).
Примерно также рассматривает сущность понятия гендер Н. Смел-зер: 1) биологический пол (первичные и вторичные биолого-
физиологические признаки); 2) гендерная идентичность; 3) гендерные
1 Парсонс Т. Социальные классы и классовый конфликт в свете современной социологической теории // Социальная стратификация / Под ред. С. Белановского. Вып. 1. - М., 1992 (1949); Гофман И. Гендерный дисплей //Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / Под ред. С. Жеребкина. Харьков; СПб., 2001; Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера//Гендерные тетради. Вып. 1/Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН.-СПб.: Институт социологии РАН, 1997; Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. № 6. С. 127—136.
2 Скотт Дж. Гендер: полезная категория исторического анализа //Гендерные исследования. 2000. № 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований. С. 142-170.
20
идеалы - совокупность представлений; социальные роли — в разделении труда, различии прав и обязанностей1.
Таким образом, понятие гендера как «социального пола», сформировавшееся не так давно, позволяет рассмотреть взаимоотношения двух социальных групп с другой, нежели только естественное предназначение, стороны.
Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Например, статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидаегся почтительное к ним отношение. Если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль-это действие в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные социальные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Обучение большинству важнейших ролей начинается в раннем детстве. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети из повседневного опыта выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о профессиональных отношениях и т. д.
Поскольку пол и возраст (а также раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность) используются как основа для ролевого предписания во многих обществах, главная и большая часть процессов социализации личности с детства состоит в обучении различным видам социальных действий в качестве мужчин и в качестве женщин.
Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:
- необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролыо;
- необходимо приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.
1 Смелзер Н. Социология/Пер. с англ.-М.: Феникс, 1998.-688 с. Гл. 11 Социальные роли и неравенство.
- Київ+380960830922