Ви є тут

Оценка качества общего образования: институциональный подход

Автор: 
Стребкова Наталья Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295688
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Стр.
Введение............................................................ 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания институционального
подхода к оценке качества образования............................. 21
1.1 Специфика институционального аспекта понятия «качество образования»................................................................21
1.2 Эвристическая ценность методологии корпоративизма при использовании институционального подхода к оценке качества образования.. 49
1.3 Методы оценки качества общего среднего образования в регионе: современные тенденции и проблемы........................................ 57
Глава 2. Согласование групп интересов различных участников образовательного процесса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в оценке качества общего среднего образования: эмпирический анализ................................................................ 92
2.1. Фактор региональной специфики системы общего среднего образования
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.......................... 92
2.2 Противоречивость групп интересов - участников образовательного процесса - в оценке качества образования: социологический анализ.........96
2.3. Поиски механизмов согласования групп интересов в процессе оценки качества образования.................................................. 146
Заключение.....................................
Список использованных источников и литературы
161
165
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Одной из важнейших черт XX столетия, несомненно, являются огромные успехи, достигнутые в деле образования. XX век не смог бы состояться как век беспрецедентных социальных преобразований и научно-технического прогресса без колоссальных изменений, которые произошли в образовательной системе. Эффективное развитие экономики возможно лишь при наличии огромного числа высококвалифицированных специалистов. Сохранение основного капитала нации - кадрового потенциала -позволит создать демократический и экономически эффективный тип российского государства. Качество образования является значимой характеристикой процесса функционирования института образования, служит способом социальной регуляции взаимодействия образования как социального института с другими социальными институтами общества. Обеспечение качества образования отвечающего потребностям времени является важнейшей задачей органов управления образованием Российской Федерации, регионального и муниципального уровней, руководителей и педагогических работников образовательных учреждений1. Результаты образования стали одним из основных показателей конкурентоспособности страны.
Проблема опенки качества всегда была в центре внимания российской системы образования. В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, 'гак и на региональном уровнях.
В работах последних лет начинает находить отражение мировой опыт разработки инструментария тестирования и обработки результатов на основе
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Пранмтсльсиш Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.; Образовательная политика России на современном этапе: Доклад на Государственном Сонете Российской Федерации. - М., 2004.
дать систему государственно-общественного управления, определить меру соблюдения всеми сторонами взятых на себя обязательств и действенность системы контроля за их выполнением.
3. Проведена экспертиза используемых в практике индикаторов оценки качества общего образования с позиции сопряженности интересов - участников образовательного процесса. Показано, что учет различных «групп интересов» при формировании индикаторов, проведении процедуры оценки качества образования и анализе ее результатов во многом остается политической декларацией, не нашедшей должного организационно-методического выражения. При определении индикаторов оценки качества образования доминируют интересы отдельных субъектов образовательного процесса: чаще всего тех, кто формулирует эти индикаторы (органов управления образованием), его приоритеты, его предпочтения. Интересы других участников образовательного процесса, их ожидания при формулировке индикаторов оказываются не востребованными. Поскольку набор индикаторов является мощным средством управляющего воздействия, постольку подведомственные структуры будут стремиться обеспечивать положительную динамику тех показателей, по которым их оценивают. А если в наборе индикаторов доминируют интересы управленческих структур, то образовательные учреждения будут реализовывать определенные приоритеты образовательной политики вышестоящего органа, слабо ориентируясь на интересы клиента (учащихся, родителей и др.).
4. Обращение к западному опыту оценки качества образования позволило выделить ряд перспективных направлений, не нашедших должного отражения в российской практике: при формировании индикаторов, прослеживается тенденция видения результатов обучения с позиций не только и не столько управляющих структур, сколько с учетом интересов различных участников образовательной деятельности. Значимыми оказываются такие параметры, как коллегиальность при принятии решений, ясно выраженные ожидания от ученика, учителя и управленца, постановка управленческих це-
18
лей и уточнение целей с каждым учеником, взаимная согласованность методов и программ, поддержка положительных изменений на всех уровнях, положительное отношение учеников к своей будущей деятельности.
5. Выявлены противоречия и точки соприкосновения «групп интересов» участников образовательного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре при определении препятствий, а также приоритетов, факторов успеха, позволяющих добиться качества образования. Главное препятствие на пути решения проблемы качества образования: слабая мотивация многих учеников на получение знаний; отсутствие стимулов повышать качество работы у педагога; его незащищенность от возможного произвола. Рассогласованность «групп интересов» педагогов и экспертов касается необходимости усиления функций контроля, которое педагогическое сообщество воспринимает весьма настороженно.
При определении приоритетных мер при решении проблем качества образования все респонденты выделяют факторы, связанные с комплексом мер по решению социальных вопросов: забота о сохранении здоровья учеников и педагогов, а также в качестве важнейшей тактической задачи - комплекс мер по усилению подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ. Вместе с тем, у каждой группы респондентов обнаруживаются и свои приоритеты: для учащихся это - «предоставление ученикам большей свободы выбора учебных предметов»; родители выступают за объективность оценки знания учеников (чтобы оценки ставили не за поведение или неорганизованность - забыл тетрадь, а объективно). Для педагогов и экспертов - благоприятные организационные условия образовательной деятельности, большая степень доверия образовательным учреждениям в расходовании средств на их нужды.
Факторы успеха связаны, прежде всего: с хорошей материально-технической базой образовательных учреждений округа; со слаженной командой коллектива образовательного учреждения; с личными качествами руководителя образовательного учреждения, его заинтересованностью вопросами качества образования.