Ви є тут

Социализация безнадзорных детей в условиях крупного города: проблемы и перспективы решения : по материалам города Барнаула

Автор: 
Ковальчук Иван Федорович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296404
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..................................................... 3
1. Теоретико-методологические основы социологического исследования социализации безнадзорных детей.................. 15
1.1. Сущность социализации безнадзорных детей............... 15
1.2. Исторический опыт ликвидации массовой детской безнадзорности................................................ 28
1.3. Методологические основания исследования социализации безнадзорных детей............................................... 37
1.4. Нормативно-правовая база профилактики детской безнадзорности .......................................................... 50
2. Организационно- технологические принципы социологического исследования социализации безнадзорных детей и резуль- 63 таты их реализации...............................................
2.1. Инструментарий социологической диагностики социализации безнадзорных детей............................................ 63
2.2. Параметры и структура детской безнадзорности в крупном городе........................................................ 72
2.3. Оптимизация социализации безнадзорных детей............ 117
Заключение.................................................. 128
Список литературы............................................ 134
Приложение I................................................. 155
Приложение 2................................................. 158
Приложение 3................................................. 166
Приложение 4................................................ 173
Приложение 5................................................ 175
Приложение 6................................................. 183
Приложение 7................................................ 185
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследовании. В настоящее время, в период масштабных и динамических процессов, социально-экономических и политических изменений, особенно сложно приходится подрастающему поколению, наряду с подростковой преступностью, проституцией, наркоманией и алкоголизацией, наиболее остро встала проблема безнадзорности несовершеннолетних.
Детская безнадзорность характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди несовершеннолетних.
В связи с этим продолжают прослеживаться опасные для общества тенденции, что предопределяет распространение социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних. Это обусловлено ростом числа граждан, лишенных родительских прав, нарушением прав детей, ранней алкоголизацией и распространением наркомании в подростковой среде, омоложением преступности.
Проблема детской безнадзорности - явление не столько новое, сколько неожиданное. Россия переживает третью волну детской безнадзорности и беспризорности. В отличие от прежних периодов, которые сопровождались революцией, Гражданской и Отечественной войнами, современная безнадзорность - это феномен мирного времени.
Основной причиной сохранения остроты проблем, связанных с детской безнадзорностью, является ослабление института семьи как основной формы существования и развития детей. Семья вынуждена отказываться от выполнения первостепенных функций
3
вии единообразия в его определении даже в рагиках одной научной дисциплины.
Социализация начинается с первых минут жизни человека и продолжается в течение всей его жизни. В ходе этого процесса формируются наиболее общие распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности.
В настоящем диссертационном исследовании будет рассмотрена стадия дотрудовой социализации, так как именно она представляет особый интерес в изучении данной проблематики.
На этапе ранней социализации главенствующим институтом является семья. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы из сложных ситуаций, адаптироваться к изменяющейся жизни. Именно семейные ценности п атмосфера определяют то, насколько она способна стать средой для самореализации её членов.
Под социальным институтом нами понимается «относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества» [162.с.993].
В семьях, где не в полной мере выполняются (либо не выполняются) эти функции, дети чувствуют себя ненужными, незащищёнными. В таких семьях процветает конфликтная атмосфера между родителями и между родителями и детьми. Влияние таких семей достаточно пагубно. Антисоциальная атмосфера является причиной безнадзорности, беспризорности и во многих случаях преступности подростков.
17
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей пли законных представителей либо должностных лиц 1175].
Беспризорный - это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и(илн) места пребывания [175].
Во втором периоде дотрудовой социализации, наряду с семьей, появляется ещё один первичный социальный институт - школа. Школа предоставляет ученику важнейший элемент социализации -систематическое образование, выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Социальный опыт и нормы поведения передаются не только на уроках, но и при взаимодействии со взрослыми и группой сверстников. «Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само но себе выступает как важнейший институт социализации» [8.с. 102].
Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством определенной системы знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, Г.М. Андреева называет институтами социализации: на дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, для части людей - вуз. Она подчеркивает, что институты социализации, осуществляя свое влияние на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной
18