Ви є тут

Социальная сущность государственной кадровой политики в органах власти и управления

Автор: 
Полднев Кирилл Юрьевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192904
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение ..............................................................3
Глава I Государственная кадровая политика как социальное
явление.....................................................18
§1. Социальная природа государственной кадровой
политики......................................................18
§2. Социальная обусловленность ГКП экономическими
и политическими факторами.....................................63
Глава II Субъектно-объектные отношения и связи, их роль в социализации государственной кадровой политики в
органах власти и управления.................................93
§1. Формирование и развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы на основе
гармонизации интересов служащих и органов власти..............93
§2. Роль и место кадровых служб государственных
органов в социальной защите персонала........................123
Заключение...........................................................150
Список использованных источников и литературы........................161
Приложение 1.........................................................173
Приложение 2.........................................................193
Приложение 3.........................................................202
3
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выработка и реализация научно обоснованной, социально ориентированной государственной кадровой политики стала насущной потребностью развития российского общества, важной предпосылкой укрепления государства и действующих в нем государственных органов. В органах власти и управления государственная кадровая политика представляет собой систему официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов по организации и регулированию кадровых процессов и отношений в государственном аппарате. Как социальное явление государственная кадровая политика имеет сложную структуру субъектов, объектов, средств ее реализации, уровней и видов. Без выяснения социальной сущности государственной кадровой политики невозможно эффективно обеспечить важнейшее конституционное право государственных служащих на труд и профессиональноквалификационное развитие.
Ведущим фактором, обуславливающим необходимость исследования теоретико-методологических основ социальной сущности государственной кадровой политики (далее ГКП), в современных условиях выступает характерная для нынешнего этапа времени методологическая дезориентация в общественном сознании по поводу необходимости кадровой политики. В чем ее смысл? Отказ от одних теоретических и идеологических парадигм кадровой политики привели к тому, что в качестве ее доминирующих основ, фактически на всех уровнях государственного управления, стали рассматриваться другие -политика по-прежнему рассматривается как важнейшее средство борьбы за власть. Между тем, это не исключительно инструмент власти, а деятельность, детерминированная объективным процессом усложнения
19
В процессе исследования социальной сущности государственной кадровой политики в органах власти и управления автор диссертации опирался на ряд социологических теорий таких как, теория мотивации, лидерства, теория рациональной бюрократии, социологические и воспроизводственные подходы к изучению кадровых процессов и отношений1 и др. Например, теория человеческих ресурсов2 которая предполагает, что главной задачей руководителя любого органа и организации является лучшее использование человеческих ресурсов; создание такой обстановки, в которой каждый работник мог бы максимально проявить свои способности; способствовать полному участию в решении важных проблем, постоянно расширял самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных. Факт расширения влияния самостоятельности и самоконтроля у подчиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности их деятельности. Полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные человеческие ресурсы.
Аналогичные задачи рассматривает теория человеческих отношений. Здесь работники стремятся быть полезными, значительными, интегрированными, признанными как личности. Эти потребности для них более важны, чем деньги в побуждении и мотивированности людей к труду. Факт удовлетворения потребностей поднимает дух работников и уменьшает чувство противодействия официальным властям.
1 См: Применительно к России, данные теории детально проанализированы в монографии А.А. Хохлова «Кадровые процессы в системе государственной власти. Социологический анализ». М., 2000. С. 40-69.
2 Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1998. С. 380-381.
3 Там же.
20
Такие предпосылки создаются только в условиях социального государства. Социальное государство существует в различных проявлениях: как идея и ее развитие в целом ряде концепций, как конституционный принцип, закрепленный в основных законах всевозрастающего числа стран, в том числе и в России, как реальная практика деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества, социальных групп и отдельных личностей. В наиболее общем понимании социальное государство означает такой тип государства, в число важнейших внутренних функций которого входит активное влияние на социальную среду жизнедеятельности общества в интересах самых широких слоев населения.
Опыт социально-политических реформ в России показывает, что-реализация принципов социального государства возможна лишь на основе высокоразвитой, эффективной и социально ориентированной экономики. В экономической политике требуется сочетание мер государственного регулирования, поощрения конкуренции и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния. В политической сфере социального государства необходимы консенсус главных политических сил относительно целей и задач развития данного общества, сложившейся системы социальных институтов, обеспечивающая преемственность социальной политики государства в случае демократической смены правящих партий, правительств и высших должностных лиц. Духовная сфера социального государства должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, солидарности и гуманизма.1
1 См.: Гончаров П.Т. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель// Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 45-48.