Ви є тут

Особенности формирования новой модели пенсионного обеспечения в России : Социологический анализ

Автор: 
Кошевая Ольга Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274477
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Система пенсионного обеспечения в России: эволюция, кризис, необходимость реформирования...............................................................17
1.1. Институциональный подход к формированию системы пенсионного обеспечения и его значение.........................................17
1.2. Кризис системы пенсионного обеспечения СССР. Трансформация пенсионной системы в России (до середины 90-х гг.).................31
1.3. Демографический кризис в России и проблемы реформирования пенсионной системы.................................................46
1.4. Опыт реализации основных моделей пенсионного обеспечения в странах с рыночной экономикой......................................61
Глава 2. Особенности современной отечественной модели пенсионного обеспечения.............................................................76
2.1. Формирование системы пенсионного обеспечения в России с момента принятия правительственной концепции реформы пенсионной системы...............................................................76
2.2. Современное состояние системы пенсионного обеспечения России (по материалам конкретного социологического исследования)..........93
2.3. Основные императивы оптимальной модели системы пенсионного обеспечения в России, условия ее институционализации и успешного функционирования.....................................................122
Заключение............................................................141
Список использованной литературы.......................................146
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5
Введение
На протяжении последних десяти лет отечественная пенсионная система претерпела существенные изменения. Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих в данный момент перед нашей страной. Необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения определяется сложными взаимообусловленными социально-экономическими и демографическими процессами, которые носят объективный и долгосрочный характер. Трансформация общественного уклада повлекла за собой кардинальные изменения условий найма рабочей силы и ее структуры, резкую дифференциацию заработной платы и других форм доходов. Последствия фиксируемых сегодня неблагоприятных демографических тенденций будут влиять на пенсионную систему на протяжении ближайшего полувека.
Реформирование пенсионной системы также может влиять не только на решение исключительно социальных проблем, но и оказывать воздействие макроэкономического плана. Так, в целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса. Как показывает опыт зарубежных стран, результатом преобразований системы пенсионного обеспечения является решение проблем в области жилищного строительства, развития рынка ценных бумаг и многих других.
Сегодня России вступила в фазу реализации страховых принципов в области пенсионного обеспечения, но распределительные принципы (основанные на солидарности поколений) все еще оказывают доминирующее влияние на функционирование российской пенсионной системы.
Долгое время представлялось, что распределительной пенсионной системе нет альтернативы - т.е. обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения валового внутреннего продукта между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой переходного типа, но и в странах, базирующихся на рыночной сис-
которую включены также нормы и статусы; 2) совокупность обычаев, традиций и правил поведения; 3) формальную и неформальную организацию; 4) совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; 5) обособленный комплекс социальных действий.
К экономическим и социальным институтам относят институты собственности и контрактных отношений (включая трудовые отношения), заработной платы и социального обеспечения. Их роль состоит в выполнении регулятивных функций субъектов хозяйствования и трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства.
Эти функции в полной мере выполняет пенсионная система. Конституционный и публично-правовой характер большинства ее институтов объясняет их особенности - с одной стороны, устойчивость, достаточную обособленность, с другой - тесную связь с другими институтами социальной и экономической сферы (заработной платы, налогами и т.д.).
Несоответствие и несогласованность развития институтов социальной сферы меняющемуся общественному устройству, ассиметрия в их развитии приводят к кризисному состоянию пенсионной системы, блокируют развитие ес отдельных структурных элементов.
Указанная закономерность отражает неразрывные связи экономической и социальной жизни общества, на которые указывали авторы доктрины институционализма О.Конт1, Г.Спенсср2, Э.Дюркгейм3, М.Вебер4, Т.Веблен5, Дж.Гэлбрейт6. При определении сущностных характеристик институтов они выделяли их свойства и механизмы, призванные обеспечивать порядок в эко-
1 Comte A. The Positive Philosophy. 1974. New York: AMS Press.; Comte A. System of Positive Philosophy. 4 vols. 1976. New York: Burt Franklin.
2 Спенсер Г. Основные начала //Антология мировой философии. T.3. М., 1971.
J Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение /Пер. с фр., сост., послесловие и примечание
А.Б. Гофмана. - М., 1995. - 349с.
* Вебер М. История хозяйства. Город: Пер. с нем. /Под ред. И. Гревса. - М., 2001. - 559с. s Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984. -236с.
6 Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества (Элскторн. ресурс] /Дж. Гелбрейт//Доступно из URI.: http://www.oba.wallst.ru/scicntif/economy.htm.[Дата обращения: 05.05.03].
номике и государстве (О.Конт), солидарность и согласие в обществе (Э.Дюркгейм).
Как уже было отмечено, к числу важнейших функций, которые выполняют социальные институты, как правило, относят: создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; социализацию индивидов. Например, важнейшими функциями экономических институтов Т.Веблен считает обеспечение не только прожиточного минимума всем гражданам, но и сознательное повышение всеобщего благосостояния. В концепции Дж.Гэлбрейта экономические институты составляют основной социальный институт, который обеспечивает ту же общественную цель, что и у Т.Веблена, - всеобщее благосостояние.
Таким образом, институционализм рассматривает механизмы и связи субъектов рыночных отношений, оценивает их поведение по исполнению норм (формальных и неформальных), дает оценку эффективности структур (институтов).
Почему использование институционального подхода представляется плодотворным для исследования пенсионной системы? Прежде всего потому, что институты пенсионной системы нельзя модернизировать, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества. Требуется учет множества факторов, согласования параметров их устройства с системами заработной платы, демографической политикой и политикой занятости. Это связано с тем, что институты пенсионной системы одновременно выполняют экономическую, социальную и правовую функции. Экономический характер институтов пенсионной системы обусловливается их связью с доходами населения. Поэтому параметры, характеризующие уровень заработной платы и доходов населения, в значительной степени определяют состояние институтов пенсионной системы и, прежде всего, личного обязательного социального и добровольного социального страхования.
«Умеренная» заработная плата приводит к необходимости развивать ин-