2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОРОЛЕВОГО ПОДХОДА К ИНСТИТУТУ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ...................................................
1.1. Возрастающая' роль системы высшего образования в современном мире.....................................
1.2. Институциональный характер анализа системы современного высшего образования.....................
1.3. Важнейшие социальные функции института высшего
образования,..........................................
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.....................
2.1. Социальные трансформации и изменения в институте высшего образования в современной
России................................................
2.2. Формирование новой роли и социальных функций в
системе современного российского высшего
образования ........................................
2.3. Социокультурные аспекты современного российского
высшего образования..................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................
3.
15.
16. 28. 49.
63.
64.
92.
112.
125.
ЛИТЕРАТУРА
130.
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия мир меняет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений.
В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В нем занято более миллиарда учащихся и более 50 миллионов педагогов. Система современного высшего образования с полным правом заявляет о себе как социальный институт.
Существенно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Как указано в работе Ю.Я. Клехо, именно в сфере образования завязан узел проблем современного общества.1 И в то же время все реальнее в последние годы становится очевидным и тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.
Практически все развитые страны, осознавая эту связь, проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики.
В русле этой политики решались вопросы, связанные: с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями
1 Клехо Ю.Я. Образовательный императив. М., 1998. С. 288.
13
отношения, выразившиеся в создании негосударственных, коммерческих вузов прагматизации и диверсификации ряда образовательных программ;
• функциональные изменения современного российского института высшего образования связаны с процессами деидеологизации, либерализации, автономизации, инновации и модернизации его содержания и социально-организационных форм; структурные изменения выражаются в трансформации номенклатуры специальностей, повышении конкурентной адаптации вузов, ориентирующихся на рыночный спрос в области уровня профессионализма, диапазона потенциальных профессиональных возможностей, платности;
•институт высшего образования выступает в качестве одного из основных звеньев в социальном механизме воспроизводства, в первую очередь ’’среднего" и "высшего" слоев профессионалов и управленцев, а сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории, культуры и цивилизации, всего культурного наследия конкретного национального сообщества и человечества в целом.
Изложенные положения характеризуют основное приращение знаний по проблеме изменения функций и роли института высшего образования в современной России.
Научно-практическая значимость исследования.
Результаты диссертационного исследования позволяют углубить представления в области социологии, педагогики и теории образования, они имеют определенное теоретическое и практическое значение, стимулируя дальнейшее исследование проблем, связанных с трансформацией функций и роли института высшего образования в современной России. Их можно
14
использовать в преподавании обших и специальных курсов по социологии и педагогике. Они имеют существенное значение для социологов и работников системы образования.
Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации прошли апробацию на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Российский вуз: в центре внимания - личность» г. Ростов-на-Дону (март 1999г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Социальная политика России: история и современность» г. Новочеркасск (апрель 1999г.) на научно-практической конференции ассоциации негосударственных вузов «Пути развития высшей школы» (февраль 19998 г. ), на региональной научно-практической конференции «Общество и человек: социологический анализ» г. Аксай (апрель 1999г.).
Результаты диссертационного исследования обсуждались на ежегодном научно-методическом семинаре вузов Северного Кавказа «Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах» (октябрь 1999г.).
Основные результаты и выводы диссертации опубликованы в 7 научных работах общим объемом около 5,0 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, по три параграфа в каждой, заключения, списка литературы, состоящего из 200 источников. Работа включает 7 таблиц, один график, один рисунок.
Общий объём работы 148 страниц.
- Київ+380960830922