Ви є тут

Воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров России

Автор: 
Новиков Владимир Геннадьевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303326
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание Стр.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНЫХ КАДРОВ 19
1.1. Понятийный аппарат 19
1.2. Аграрные кадры как социально-отраслевая общность, ее социально-профессиональный потенциал 27
1.3. Состояние социально-профессионального кадрового потенциала 42
1.4. Понятие социального воспроизводства; воспроизводство социально-профессионального потенциала аграрных кадров 62
1.5. Социетализация процессов формирования социальнопрофессионального потенциала кадров 73
ГЛАВА И. ИСТОЧНИКИ, КАНАЛЫ И ФОРМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АГРАРНЫХ КАДРОВ 99
2.1. Сельская молодежь как источник формирования социально-профессионального потенциала аграрных кадров 100
2.2. Многоуровневое агрообразование: состояние и тенденции 144
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО АГРООБРАЗОВАНИЯ 170
3.1. Противоречия основных звеньев современного российского агрообразования 170
3.2. Условия и рыночные формы управления развитием агрообразования 223
ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНЫХ КАДРОВ 248
4.1. Концептуальные положения, организационно-методические вопросы и этапы проведения мониторинга состояния кадров 248
4.2. Оценки кадровой ситуации в агросфере 259
4.3. Использования результатов мониторинга для корректировки прогнозных расчетов численности аграрных кадров 267
4.4. Современные технологии формирования кадрового резерва кадров руководителей и специалистов в агросфере 279
4.5. Инновационные структуры развития социальнопрофессионального потенциала аграрных кадров 293
Заключение 311
Библиография 317
Приложения 353
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в пореформенной России усиливаются негативные процессы в производительных силах сельского хозяйства страны. В нем возрождаются доиндустриальные технологии и падает эффективность труда. В пореформенный период численность работников сельскохозяйственных организаций (СХО) уменьшилась в 2,3 раза. При спаде продуктивности сельскохозяйственного производства совокупные затраты живого труда увеличились за счет роста ручных и немеханизированных работ в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). В него переместились работники расформированных сельхозпредприятий и организаций социально-бытового обслуживания на селе. Кроме того, выросли объемы сельскохозяйственного труда горожан-дачников. И хотя в ЛПХ и хозяйствах населения трудятся в основном высококвалифицированные кадры, их знания мало востребованы. Все это обусловливает спад трудового потенциала аграрного производства, что становится серьезным препятствием для его модернизации.
Упадок производительных сил сельского хозяйства обусловил существенное снижение его продуктивности: Россия пока так и не вышла на дореформенные рубежи аграрного производства. Страна утратила продовольственную безопасность: в целом 45% (в крупных городах 70-80%, в сельской местности около 30%) потребляемых продуктов - импортные.
Говоря о стратегии возрождения российского агродела, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поставил задачу его модернизации, а также продуктивного освоения 20 млн. га из 41 млн. га сельхозугодий, выпавших в пореформенный период из производства. Но без кадров, имеющих необходимый уровень квалификации это сделать невозможно. Отсюда вытекает задача возрождения и расширенного воспроизводства человеческого фактора в современном российском аграрном деле.
Сегодня ни политики, ни ученые, ни практики не имеют достаточно ясного представления о том, в каком качественном состоянии находится этот
39
исследования, а без учета аграрной специфики - всей проблематики воспроизводства кадрового потенциала.
Но это - задача познавательного поля, прежде всего, экономики и социологии труда и социологии профессий. С точки зрения исследовательских задач социологии, социальной структуры и теории воспроизводства ее социально-профессиональной разновидности, необходимо учитывать, что у каждого работника имеется выработанное его сознанием отношение к характеру социально-экономического развития страны, господствующей в близкой к его деятельности ее хозяйственно-производственной сфере политики реализации разных интересов, в том числе распределительной. Это оказывает решающее воздействие на его отношение к своему труду и его поведение в нем. Поэтому характеристика качества социально-гуманитарных (социальных и человеческих) ресурсов и кадрового, в т.ч. профессиональноквалификационного потенциала, по нашему мнению, не может быть системной без учета характера функционирующего социального строя, наложение отношений в котором на последний и делает его социальнопрофессиональным потенциалом, объемлющим социальные качества работников, отношения с руководством и коллегами по труду, склонность к социальному партнерству (или конфликту) и т.д.
Вне этого обстоятельства нельзя оценить возможности использования в процессе труда тех или иных параметров социально-гуманитарных ресурсов, в том числе с интеллектуальных и социально-психологических позиций. Их качества раскрываются только в процессе функционирования кадров как стороны реализации социально-профессионального потенциала предприятия, организации, отрасли. Поэтому на всех этих уровнях имеется практическая заинтересованность в подборе нужных работников на принципах индивидуального подхода, обязательного учета деловых и личностных качеств, воплощенном в социально-профессиональном потенциале.
В соответствии с видом труда и характером выполняемых функций кадры традиционно делятся на рабочие кадры, кадры специалистов, кадры
40
служащих, кадры руководителей. Две последние категории сегодня составляют сложную по составу страту менеджеров, но все они составляют целостную общность «кадры», которая по социальным признакам -характеру выполняемой работы, обладанию определенными знаниями и умениями и социально-профессиональному интересу - конституируется как социетальная общность.
Как уже отмечалось, согласно словарям кадры - это основной, штатный состав квалифицированных работников предприятий, учреждений, организаций. По уточненному определению известного в этой области специалиста проф. Н.К. Долгушкина, «...кадры - это та часть трудовых ресурсов, которая постоянно функционирует в данной отрасли, на ее предприятиях, причем имеет соответствующие специфике отрасли профессионализацию и квалификацию».1
Исследование кадровой проблематики мультидисциплинарно, ибо она многообразна и многогранна. Одной из ее граней является проблема кадрового обеспечения. Она также требует междисциплинарной - при доминировании социологической, обеспечивающей синтез особых и частных знаний о ней - исследовательской методологии. Сегодня происходит актуализация всей этой проблематики, что будет рассмотрено в дальнейшем на примере современного российского сельского хозяйства и в ракурсе социальных проблем его кадрового обеспечения.
Нельзя не коснуться социальной связи всех процессов с рынком. Он предопределяет не только процессы занятости и использования социальногуманитарных ресурсов, но и трудовую активность кадров, реализуя их заинтересованность в продуктивной занятости. Выступая внешне как механизм купли-продажи рабочей силы, внешне обеспечивая свободу выбора форм ее приложения, в действительности он жестко ограничивает эту свободу, в т.ч. зависимостью ее от качества социально-профессионального потенциала.
1 Долгушкин, Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства: вопросы теории и практики /
Н.К. Долгушкин. - М., 2001. - с.25.