Ви є тут

Региональные особенности развития туризма в Амурской области

Автор: 
Кивал Александр Михайлович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
147
Артикул:
192280
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение...................................................... 3
Раздел 1 .Региональный туризм в России как объект
социологического анализа...................................... 14
Раздел 2. Факторы, особенности организации и развития туризма
в Амурской области............................................ 46
Раздел 3. Перспективы развития туризма в Амурской области 87
Заключение .................................................. 121
Библиография.................................................. 133
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена неэффективным использованием потенциала туризма как фактора экономического, социального и социокультурного развития Российской Федерации и ее регионов.
Мировой опыт подтверждает огромную экономическую значимость туризма, который является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики и сферы социально-значимых услуг. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он занимает 35% международного рынка услуг, на его долю приходится 10% мирового валового национального продукта, каждое 10-е рабочее место и т.д. Туризм оказывает стимулирующее воздействие и на другие секторы экономики, такие как гостиничный и игорный бизнес, транспорт, торговля и др.
Все более возрастает функция туризма по воспроизводству жизненных сил человека, повышения его качества жизни. Как сфера духовной культуры туризм выполняет гуманитарные, мировоззренческие, познавательные, пропагандистские, воспитательные, культуроохранные и иные существенные социальные функции в обществе.
На фоне все большего возрастания роли туризма в мире и многих странах, современное развитие туризма в России и субъектах РФ характеризуется наличием глубоких противоречий. С одной стороны, страна обладает богатыми природно-географическими и историко-культурными туристскими ресурсами, сформирована и функционирует многоукладная туристско-рекреационная отрасль, растет количество туристских организаций, развиваются социально-ориентированные виды туризма и т.д. С другой стороны, туристские ресурсы неравномерно распределены и используются в малой степени, раннее достигнутые объемы въездных туристических потоков падают, темпы развития внутреннего и выездного туризма являются незначительными и неустойчивыми, прямой вклад во
13
выездного туризма наряду с въездным и внутренним, перспективным направлением развития туризма в регионе и т.д.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в диссертационном исследовании результаты вносят определённый вклад в теоретические подходы к исследованию феномена регионального туризма, дополняют и развивают представления об этой важной, приобретающей всё большую актуальность и социальную значимость сфере региональной и общественной жизнедеятельности.
Научные результаты и выработанные на их основе рекомендации могут быть положены в основу принятия эффективных управленческих решений, которые могут оказать содействие в развитии туризма в российских регионах. Кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам «социология социальных институтов и процессов», «социология туризма», «региональная экономическая социология», а также для обучающихся по экономическим, управленческим, туристским и другим специальностям.
Апробация выводов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены на заседаниях кафедры «Туризм и гостиничное хозяйство» Хабаровской государственной академии экономики и права, Международном социальном конгрессе «Российская семья. Семья и здоровье» г. Москва, апрель 2006, Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» г. Москва, октябрь 2006 г., региональных, ассоциативных, общероссийских и международных туристских конференциях, семинарах, симпозиумах, выставках и съездах, а также нашли отражение в 5 публикациях автора.
Структура диссертационного исследования обусловлена логикой раскрытия темы и состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы.
14
Раздел I. Региональный туризм в России как объект социологического
анализа
В современных обществах и мире туризм приобретает все большее значение. С начала XIX века путешествия, бывшие до этого доступными лишь для обеспеченных людей, религиозных паломников, военных или первопроходцев, стали массовыми и организованными, и в первой половине XX веке составили основу сложившейся системы национального, регионального и международного туризма. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) в 2000 году число международных туристских прибытий достигло 698 млн., а к 2020 году этот показатель может вырасти в 2,2 раза и составит 1,561 млрд. поездок.
Несмотря на более чем двухвековую историю туризма до настоящего времени идут споры о его понятии, сущности и содержании. Например, в «Энциклопедии туризма»2 приведено 11 его определений, среди которых он в трех случаях рассматривается как экономическое или социально-экономическое явление. В двух - как форма или вид организации отдыха. По одному - как форма умственного и физического воспитания и особая форма продвижения людей по маршруту. В остальных - главным признаком называется перемещение (выезд или путешествие) без занятия оплачиваемой деятельностью, в течение периода, не превышающего года, а также различный ряд целей.
В научной литературе, безусловно, преобладает экономический подход к этому феномену. Причем, иногда доходящий до крайностей, когда авторы утверждают, «что довлеющими были, есть и будут экономические предпосылки, потому что туризм в значительной мерс категория экономическая, политическая и лишь затем — социальная».3
2 Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма. Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - с.
265-266
5 Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. - С.28.