Ви є тут

Корпоративная культура в России и Японии : Сравнительный анализ

Автор: 
Овчинников Денис Леонидович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276198
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ПЛАН
»
ВВЕДЕНИЕ......................................................З
Глава 1. Корпоративная культура в стратегии глобализирующегося
БИЗНЕСА......................................................17
* § 1. Корпоративная культура и менеджмент культуры. Типы и
классификация................................................17
§ 2. Корпоративная культура в контексте национальных культур.... 44 Глава И. Социальные аспекты формирования корпоративной
культуры.....................................................70
§ 1. Формирование корпоративной культуры как социальная
*
ИННОВАЦИЯ....................................................70
§ 2 Социальный аспект мотивации в бизнес-культурах...........95
Заключение..................................................113
Литература..................................................117
Приложения
4
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Набирающая обороты глобализация мировой экономики находит сегодня свое выражение в слиянии капиталов, интернационализации крупнейших компаний мира, стандартизации методов ведения бизнеса. Многие компании планируют распределить свой бизнес по разным уголкам планеты с учетом рыночной и ресурсной эффективности конкретного региона: консультационный отдел, к примеру, расположить в Лондоне, IT-специалистов - в Калифорнии, а программистов - в Японии. Сторонники глобализации убеждены, что в мире бизнеса сегодня формируется единый менталитет и одинаковая культура. Однако исследования это не подтверждают. Специалисты аналитической компании Future Foundation в ходе исследования опросили 700 топ-менеджеров из Великобритании, Швеции, Нидерландов, США, Гонконга, Индии и Австралии, что позволило им обосновать вывод: культурные различия в стиле и способах управления компаниями сохраняются, менеджеры разных стран по-разному понимают смысл корпоративной культуры, по-разному относятся к своей компании и к персоналу, который там работает.1 Истоки культурных различий в компаниях одни исследователи видят в особенностях экономического развития государства, другие - в самой культуре, формирующей базис, на котором покоятся экономические отношения.
Фактор культурного своеобразия становится одним из решающих для конкурентоспособности бизнеса. Потребитель сегодня может найти товар у многих компаний, для него становится важным не только товар, но и сам процесс его приобретения. Это означает, что в работе компании резко возрастает роль человека, выступающего ее представителем, его отношение и к клиенту, и коллегам, что характеризует не только общий уровень личной
1 См.: «Глобализации не будет» // Ведомости от 19.10.2004
Задачи исследования определены его целыо:
• Дать анализ типов и моделей корпоративных культур, их классификацию, пути формирования;
• Выявить взаимосвязь корпоративной культуры и особенностей функционирования организаций;
• Исследовать особенности корпоративных культур в японских и российских компаниях, их адаптивные и интегративные возможности в ситуациях совместного бизнеса;
• Проанализировать данные исследований корпоративной культуры в японских компаниях на основе имеющихся источников с целыо отразить уровень ее развития и последующего сравнения с российской корпоративной культурой;
• Провести экспертный опрос сотрудников российских компаний о состоянии и тенденциях развития корпоративной культуры, проанализировать ее результативность, возможности управления ее развитием с целыо ее сравнения с японской корпоративной культурой.
Объектом исследования являются японские и российские компании.
Предметом исследования является корпоративная культура в российских и японских компаниях.
Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составляют работы современных отечественных, американских и японских авторов в области менеджмента, управления персоналом, развития корпоративной культуры, межкультурного взаимодействия. В ходе анализа использовались общенаучные методы: диалектический, структурно-
функциональный, системный подход, методы сравнений, обобщений и аналогий.
Эмпирическая база исследования.
• Информационные и статистические данные, а также статьи, монографии но корпоративной культуре;
• Данные социологических исследований, анкетных опросов, проводимых за последние годы ВЦИОМ (Москва, 2000 - 2005), ФОМ (Москва, 2002-2004), ставшие основой вторичного анализа;
• Материалы, полученные автором в ходе экспертных опросов директоров, менеджеров и рядовых сотрудников 30 российских компаний;
• Данные, полученные автором на основе контент-анализа интернет-сайтов 200 крупнейших компаний России;
• Материалы конференций, семинаров и практических тренингов, посвященные корпоративной культуре в России и Японии, внутрикорпоративным инструментам воздействия на корпоративную культуру;
• Эмпирическими методами исследования явились анализ материалов, экспертное интервью, включенное наблюдение.
Научная новизна работы:
• Предпринят сравнительный анализ корпоративной культуры в японских и в российских компаниях и выделены ее основные составляющие: личность руководителя, миссия организации, базовые цели, кодекс поведения сотрудников;
• Проанализирована совокупность социо-культурных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование корпоративной культуры, таких как семья, религия, образование, отношение к обществу и государству;
• Дан анализ особенностей культурных детерминант жизни организации, а также совместимых и несовместимых бизнес-культур (высоко- и низкоконтекстуальных);