Ви є тут

Катастрофическое состояние окружающей среды как негативная социальная реалия XXI века

Автор: 
Ефимов Константин Михайлович
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
192531
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ...................................15
1.1. Исторические тенденции взаимодействия людей с природой.......15
1.2. Социально-экологические подходы в теориях общественного развития....35
1.3. Экоантропоцентрическое направление в социологии XXI века.....54
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МИРЕ И В РОССИИ............................................................72
2.1. Основные параметры окружающей среды и их современное состояние....72
2.2. Чрезвычайные экологические ситуации, вызванные деструктивной деятельностью человека............................................92
2.3. Глобальные экологические проблемы...........................112
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.............................129
3.1. Негативные итоги нарушения устойчивости экологии Земли......129
3.2. Общественное здоровье и загрязнение среды обитания..........145
3.3. Отчуждение человека как патологическое следствие деградации природы..........................................................168
ГЛАВА 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОСОЦИАЛЫ1ЫХ ИЗМЕНЕНИЙ..........................................182
4.1. Методологические основы и методические возможности социально-экологического мониторинга.......................................182
4.2. Моделирование процесса развития социального напряжения, обусловленного экологическими факторами..........................203
4.3. Модель развития и распространения катастрофических событий и дестабилизации социальной обстановки.............................208
ГЛЛВЛ 5. УСТОЙЧИВОЕ СОСТОЯНИЕ БИОСФЕРЫ КАК ПОТЕНЦИАЛ
БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА..............................221
5.1. Цели, принципы и содержание государственной политики в биосфере...221
5.2. Профилактика как основной метод регулирования социального воздействия на природу.....................................................238
5.3. Нормализация и социализация процесса управления экологией.255
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................277
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................289
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................313
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рисунки и таблицы................................320
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы социологического опроса................353
центральная власть, чрезвычайно заинтересованная в эксплуатации не только природы, но и самого человека. Исходя из своих растущих паразитических потребностей, власть, тем не менее, апеллирует к «общему благу», создавая искусственные потребности, и является, таким образом, паразитом, оставляющим вокруг себя физические и социальные «отходы».
На наш взгляд, суть концепции «экологического материализма» К.Амери заключается, прежде всего, в отказе от «господства» человека над природой, поскольку «в этом мире человек как вид занимает подобающее ему место: место хищного животного третьего или четвертого (экологического) порядка. Он подчинен тому же кругообороту, как каждый сравниваемый вид», в то время как «мир принадлежит не определенному виду; он принадлежит миру». Поэтому, чтобы не превратить землю в пустыню и не погибнуть, человек должен «расторгнуть практический союз с пустыней» и пойти на «примирение»
оо
с землей заключив с ней «соглашение» , требующее восстановления экологического равновесия. «Ранее материализм удовлетворялся тем, чтобы мир изменить; теперь, он приходит к тому, чтобы его сохранить, - полагал эколог.
В целом, главной заслугой «экологического материализма» К.Амери, как и социально-экологических концепций вообще, является указание на необходимость познания и соблюдения законов экологического функционирования человечества, которое не менее важно, чем знание и использование законов социального развития. Однако гипертрофическое акцентирование биологической стороны человеческой натуры ведет приверженцев данной концепции к пренебрежению социальной стороной жизни человечества.
Несколько иначе «экологический гуманизм» расценивал «эколиберал» Вольф-Дитер Хазснклсвер, - он являлся для него переосмыслением природы человека и сущности природы. Данный исследователь полагал, что, поскольку человек создал свою собственную среду - социальную, постольку и сфера