Ви є тут

Проблемы повышения роли средних специальных учебных заведений в социализации студентов в семейно-бытовой сфере

Автор: 
Валиева Фагима Миргалимовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192759
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
СМ
Введение С. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования роли ссузов в социализации студентов в семейно-бытовой сфере. С. 13
Глава 2. Средние специальные учебные заведения в системе факторов социализации студентов в семейно-бытовой сфере. С. 57
Глава 3. Основные направления повышения роли ссузов в социализации студентов в семейно-бытовой сфере. С. 97
Глава 4. Механизмы, формы и методы деятельности ссузов по социализации студентов в семейно-бытовой сфере. С. 129
Заключение. С. 160
Библиография. С. 167
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Средние специальные учебные заведения (ссузы) играют важную роль в функционировании и развитии социума. Свыше 35 % выпускников 9-х и 40% выпускников общеобразовательной школы получают профессиональное образование в ссузах страны. Значительную часть работников промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, культуры, образования, управления составляют выпускники средних специальных учебных заведений. В нашей стране особенно широкое распространение ссузы получили в советский период. В условиях трансформации общества роль среднего профессионального образования еще больше возросла. Существенно расширилась сеть ссузов, появилось много новых видов и специальностей в них, возрос контингент студентов. Ссузы играют в обществе большую роль. Они выполняют многообразные функции: образовательную, профессиональную, социализации, включая воспитательную, регулятивную и другие. Среди функций, которые осуществляют ссузы, одной из значимых является подготовка студентов к жизнедеятельности в семейно-бытовой сфере. Студенты ссузов представляют собой специфическую подфуппу студентов, имеющих со студентами вузов как общие, так и специфические черты. В ссузах студенты не только получают профессиональную подготовку, но и проходят одну из завершающих стадий первичной социализации, в том числе и семейнобытовой жизнедеятельности.
Семейно-бытовые отношения включают в себя такие важнейшие элементы жизнедеятельности, как ценности, нормы, образцы поведения, регулирующие супружеские, между родителями и детьми, родственные, домашние, бытовые, сексуальные отношения, финансовые и иные отношения, распределение функций между супругами, воспитание детей, семейное и досуговое общение, удовлетворение физиологических
в книге « Теория социализации» употребил его в значении, близком современному - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»( См. 143, с. 13, 14). Однако обращение к проблеме социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия « социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В ^ традициях этой школы социализация раскрывается через понятие
«адаптация».
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Различают следующие уровни адаптации:
- целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек $ знает, как он должен действовать, как вести себя, но, соглашаясь с
требованиями социальной среды, он продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу);
- взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я. Щспаньский);
16
- аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации, которая возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных характеристик человека (Я. Щепаньский);
- ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей
ч
новой среды (Ж. Пиаже).
Социализацию Т. Парсонс определяет как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами системы социетальной общности и устанавливают определенный социальный статус» (56, с. 173). Большой вклад в разработку концепции социализации внес известный американский социолог Р. Мертон. Он предложил типологию социальной адаптации личности к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основе типологии - соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Предложенный подход позволил выделить 5 типов личности. Оптимальным для общества типом личности является та, которая признает и социальные ценности, идеалы и нормы их достижения. Такую личность Р. Мертон определил как конформистскую.
Таким образом, социализация рассматривается в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса через понятие адаптации, как процесс приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам окружающей среды.
Однако социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия (влияния) социальной среды на личность. Историческое развитие характеризуется нарастающей тенденцией автономизацин личности. Этот процесс связан не столько с процессом приспособления к среде, сколько с саморазвитием и самореализацией личности. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и