Ви є тут

Формы агрессивного поведения учащихся общеобразовательных школ

Автор: 
Князева Ольга Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000340536
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1 Процессуальная модель агрессивности
1.111рирода и происхождение агрессивности в философско-социологическом измерении
1.2 Структурно-процессуальный аспект агрессивности
1.3 Детство, агенты социализации и
формирование индивидуальной агрессивности
Глава 2 Системная детерминация агрессивности учащихся общеобразовательных школ
2.1 Анализ агрессивных проявлений у
школьников
2.2 Форм ообразо ва н и я а I ресси8тМс*М ?Гей особ ы 11 реобразо ва н ия дестру кти в нолу кросси в н 0?ти
в конструктивную
Заключение
Библиография
3-16
17-85
17-41
41-63
63-85
86-146
86-139
139-146
147-152
153-170
Актуальность темы исследования
Несмотря на то. что интерес исследователей к теме человеческой агрессивности не угасает долгие годы, сам феномен еще не получил статуса междисциплинарного объекта. Он остается в ведомстве психологии и социальной психологии, хотя в качестве реальною действия получил «прописку» в культуре, политике, экономике, юридической надстройке. Возникло противоречие между системной представленностью явления и его сугубо психологической интерпретацией. Для разрешения противоречия требуется «перевод» психологического языка на язык общенаучный. Эта задача таит в себе трудности взаимопонимания (или взаимонепонимания) различных специалистов по поводу одною и того же явления. По причинам, связанными с разделением труда в науке, социальные психологи пытаются определить агрессивность, опираясь на сферу подсознательных процессов. Подобно Р. Вельдеру, они видят корни явления в «подвалах» души целой расы. «За каждым осознанным мотивом человеческих действий скрываются непознанные тайные основания, в которых человек боится себе признаться и за которыми, в свою очередь, лежит еще один слой тайного фундамента»1. Социологи, напротив, усматривают детерминанты агрессивности в сфере социальных взаимодействий и акцентируют внимание на социокультурных факторах.
Нарастающая экспансия феномена агрессивности в относительно самостоятельные области различных наук и методологий обернулась значительными расхождениями в трактовках и представлениях. Агрессивность рассматривается как некое чувство (в одном ряду с симпатией, антипатией или эмпатией), а агрессия - как поведение.. включающее в себя намеренное причинение вреда какому-либо объект). Действия, имеющие деструктивный характер относят к проявлению агрессивности, хотя и благими намерениями устлана дорога в ад. Многие авторы полагают, что важнейшим атрибутом агрессивности выступает «насилие».
Важность темы научного исследования определяется разработкой аспектов, связанных с теоретическими и прикладными моделями перевода деструктивных форм явления в позитивное русло. Значимость темы исследования обусловлена также положительной. конструктивной ролью, которую играет агрессивность в жизни еовре-
1 Вс.іьдср Р. К вопросу о феномене подсознательной агрссснвности//ОНС.-1993.-№ 3. С. 184.
3
Материалы исследования позволяют выявить причины возникновения агрессивности у детей, что может помочь роди телям и педагогам своевременно ориентироваться в сложившейся ситуации и предпринимать корректирующиеся действия. Теоретический анализ формирования конструктивных форм агрессивности используется в качестве практических рекомендаций для учителей общеобразовательных школ.
Апробация работы
О результатах исследования было сообщено па ряде научных конференций, в том числе на научной конференции «Ломоносовские чтения» (Москва, 1999 год); на втором Всероссийском философском конгрессе «XXI век: Будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999 год); на межрегиональной научно-практической конференции «РК: горизонты новой реальности» (Н.Новгород, 2000 год); на международной научно-практической конференции «Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия» (Н. Новгород, 2000 год); па I международной научной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2000 год): на II Московском Международном Молодежном Форуме «Образование - Занятость - Карьера» (Москва, 2000 год); на Всероссийской научно-практической конференции «IV Вавиловские чтения» (Йошкар-Ола. 2000 год).
По теме диссертации опубликовано 5 статей. Структура и объем работы: диссертация состоит из двух глав, пяти параграфов, списка использованной литературы.
16
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АГРЕССИВНОСТИ
Проблема агрессивного поведения рассматривается в современном обществе с различных позиций - с точки зрения философии, психологии, этологии, педагогики, социологии. Детская агрессивность также является предметом обсуждения в научных работах в области психологии и педагогики. Наиболее впечатляющие результаты в изучение природы и механизмов агрессивного поведения достигнуты именно в психологической науке (С.А. Завражин Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте (1993 г.); А.К. Осницкий Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся (1994 г.); Л.М. Семенюк Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции (1991 г.)). Несмотря на то. что имеется большой объем информации об агрессивном поведении, мало существует социологических работ о детской агрессивности, се причинах и формах. В связи с этим, появляется необходимость в изучении детской агрессивности с позиций социальных взаимодействий.
1.1 Природа и происхождение агрессивности в философско-социологическом
измерении
Прежде чем приступить к изучению детской агрессивности и форм ее проявлении. следует остановиться на двух вопросах: необходимо рассмотреть теоретические подходы к изучению природы и происхождению агрессивного поведения, а затем дать системное определение агрессивности.
Агрессивность проявляется на грех уровнях отношений: 1) агрессивность человека по отношению к себе; 2) агрессивность человека по отношению к Другому:;
3)групповая агрессивность, направленная против индивида, либо другой группы (изучается в рамках групповой динамики).
Исследователи основное внимание уделяют второму уровню проявления агрессивности. В этом ракурсе проблема разработана наиболее детально. При изучении агрессивного поведения человека серьезные затруднения вызывает определение основных понятий, сопряженных с категориями «агрессия», «агрессивность», «агрессивное
17