Оглавление
Введение...............................:.......................3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социализации......12
1.1. Сущность и содержание социализации.................12
1.2. Особенности социализации лиц с выраженной
задержкой интеллектуального развития..........................39
Глава 2. Социализация молодых инвалидов в
стационарных учреждениях......................................56
2.1. Социологическая характеристика лиц с
выраженной задержкой интеллектуального развития...............56
2.2.Социальное пространство социализации инвалидов молодого возраста с выраженной задержкой интеллектуального развития....................................69
2.3.Социальные технологии социализации инвалидов
и ее оптимизация в учреждениях системы социальной защиты......85
Заключение...................................................111
Список источников и использованной литературы................118
Приложение 1.................................................132
Приложение 2.................................................134
Приложение 3.................................................137
Приложение 4.................................................140
2
Введение
. Актуальность темы, избранной для исследования, определяется целым рядом моментов, среди которых необходимо в первую очередь выделить нижеследующее. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, как и во всем цивилизованном мире, предполагает гуманное отношение к ним, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации не только экономических прав, но и активного использования личностного потенциала, возможности интеграции в социум.
Социализация в жизнедеятельности человека представляет
исключительную важность, т.к. связана с личностью, се формированием, воспитанием, становлением, приобретением навыков общения, умений взаимодействия личности с окружающей средой. Особое значение имеет социализация лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (длительное заболевание, пребывание в местах лишения свободы, проживание в условиях социальной изоляции и др.). Исследование процесса социализации лиц с задержкой
интеллектуального развития чрезвычайно важно для социологической науки, т.к. дает возможность выявить особенности интеграции данных лиц в общество, адаптации к социальным условиям.
Данная проблема приобретает особое значение для лиц с
выраженной задержкой интеллектуального развития, находящихся в условиях стационарного ' учреждения, где имеется специфика ограниченного социального пространства с недостаточностью
развивающего воздействия окружающей среды, с невозможностью получения полноценного общения и использования широких социализирующих мероприятий.
з
Личность - категория общественно - историческая. Социология рассматривает личность как источник социальной жизни, как ее единственного реального носителя и деятеля, как неразделенный элемент социальной жизни, социальных взаимодействий,
институтов7.
По мнению Е.М. Черняк, личностью является человек, который осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осмысленно включается в жизнь социальных общностей, общества в целом.
В этом определении подчеркивается исключительная значимость социального в личности и для личности8.
Это представление обосновывается и другим автором9. Главное в •личности - ее социальное качество: общественная цель ее деятельности, социальные функции, совокупность знаний, позволяющих выполнить эти функции.
Личность возникает, развивается, творит в переплетении социальных отношений. Она их производное. Но личность вместе с тем и уникальная система, обладающая целостностью, структура, сохраняющая свою цельность, внутреннюю сплавленность10.
Развитие личности - последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней сферы, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты11. Формирование и развитие личности определено совокупностью
■ Ковалева АИ. Соцндлиташгя личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи. 1996.223 с.
‘Черняк Е.М. Личность// Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. М.: ИСР. 1997. С. 286-291.
* Зинченко Г.П. Социологи* для менеджеров. Ростов на Дону: Феникс. 2001.352 с.
10 Мироненко D В. Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. АВ. Петровского. М.: Просвещение. 1977, 527 с.
11 Тошснко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Юрайт. 201.527 с.
13
условий социального существования в данную историческую эпоху.
Личность—объект многих экономических, политических,
правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации в определенной стране с ее национальным составом.
Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, т. е. определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно - исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути12.
По существу в этих положениях высказывается сущность социализации личности, ее связь с общественными процессами, с конкретным историческим процессом общества, с его влияниями на становление и формирование личности. В эмпирических исследованиях современных психологов, несмотря на наличие многих теоретических расхождений, достигнут определенный уровень объективного понимания личности в системе социальных связей и отношений, начиная от связей в малых группах и коллективах и кончая целыми культурами, обществами, эпохами. Если оценивать общее положение теории личности в зарубежной социологии, социальной психологии и психологии, то необходимо признать, что субъективистские концепции (психоаналитические и т.п.) все меньше используются в качестве рабочих принципов в конкретных исследованиях личности.
,1 Ананьев КГ. Человек, как предмет познания. Личность, субъект деятельности. индивидуальность /А'рестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов- Под ред. АВ. Петровского. N1.: Просвещение. 1977. С. 286-291
14
- Київ+380960830922