Ви є тут

Функционирование социального института приемной семьи в условиях современного российского социума

Автор: 
Мартынова Евгения Васильевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
207
Артикул:
191904
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
Г ЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА............................ {7
1.1 История становления института приемной семьи в России 18
1.2 Теоретические подходы к изучению приемной семьи как социального института............................. 33
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ......................................... 54
2.1 Функциональный анализ института приемной семьи в условиях современного российского социума.................. 54
2.2 Социальный контроль функционирования института приемной семьи В современной России.......................
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ (на примере Ростовской области)... 94
3.1 Критерии оценки эффективности института приемной семьи в современной России................................ о4
3.2 Особенности функционирования института приемной семьи в Ростовской области............................... Л 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 136
ЛИТЕРАТУРА.............................................. 141
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................... 157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Динамика роста и масштабы распространения сиротства стали характерными чертами социальной реальности современного российского общества, актуализируя необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот. Особую значимость приобретают исследования семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения. Семья представляет собой незаменимый институт социализации ребенка, позволяющий ему овладеть основами ролевого поведения в ходе усвоения нормативов общественной жизни. Приоритет семейного воспитания закреплен в международном и российском законодательстве, однако до сих пор в специализированных учреждениях для осиротевших детей воспитываются 58 % детей, лишенных родительского попечения1.
Реформирование российского общества в 80-90-е гг. XX в. в значительной степени обострило социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на наиболее уязвимых его категориях. Появились новые социальные группы и новые социальные отношения, изменилась социально-экономическая система, произошла смена ценностно-смысловых ориентиров в институтах социализации. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение традиционных нравственно-этических принципов, социальных связей, ухудшение здоровья детей, недостаточное финансирование социальной сферы - все это привело к снижению уровня защищенности каждого человека, а в первую очередь, детей. Подобные явления свидетельствуют о глубокой дестабилизации общества, о негативных процессах, приобретающих национальный масштаб и представляющих реальную угрозу национальной безопасности. На фоне снижения рождаемости, высокой детской смертности и массовой малодетиости, когда должны быть мобилизованы все общественные силы для
1 \улу\у.рга\'огсЬетка.ги
3
захваченные в плен дети входили в одну из семей победителей. Это являлось своеобразным институтом защиты и сохранения жизни ребенку.
Постепенно община формирует другие формы поддержки сирот в пределах рода, основанные, первоначально, на экономической выгоде. Примером тому служит обычай дарообмена при оказании помощи сиротам. Усыновление внутри родовой общины формирует институт «приймачества» у южных славян. «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди пожилые, когда им становилось уже трудно справляться с хозяйством, или когда они не имели наследников. Принятый в семью ребенок должен был помогать в ведении хозяйства, почитать своих новых родителей, а также был обязан их похоронить.
Еще одним видом поддержки сироты является общинная, мирская помощь, которая заключалась в том, что ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли также назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой постоянный прокорм.
Христианизация славян оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Произошла трансформация общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки сиротам. Основными субъектами оказания социальной помощи становятся князь и церковь, однако развитие княжеского попечения и церковно-монастырской системы помощи происходило под влиянием семейно-родовых форм защиты. Нововведением того времени стало документальное оформление усыновления. Усыновление совершалось «посредством особого акта, исходящего от церковной власти, освещалось оно особым церковным обрядом сынотворения»1. Таковы были предписания относительно усыновления, вытекающие из византийского права, оказывавшего в то время влияние на русскую жизнь. Усыновление в России разрешалось всем сословиям при условии получения грамоты на усыновление приемыша, приймачка от церкви, кроме дворян. Дворяне могли усыновлять лишь при
1 Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса, 1999. С. 14.
19
отсутствии у сироты нисходящих и боковых родственников той же фамилии. Усыновление дворянами каждый раз оформлялось индивидуальным актом императора. Крестьяне могли усыновлять путем приписки ребенка к своему семейству, но право на надел он приобретал только в том случае, если усыновление было произведено с разрешения общины и церкви1.
Постепенно начинал формироваться правовой институт опеки, с его помощью решалась задача сохранения для осиротевшего ребенка семьи. Что касается сущности опеки, то она в те времена означала «отдать на руки». Тот, кому «отдавали на руки» осиротевшего ребенка, назывался печальником. Ему поручалось «печаловаться о детях», а печаль - это больше, чем забота. Она включала и нравственное участие. Термин «опека» русское законодательство заимствовало позже из литовского права2. Основными же формами помощи сиротам в Х1У-Х\Ч вв. были: бесплатные кормления, открытие богаделен, больниц, содержание сиротских приютов, школ. Монастыри стали убежищем для многих сирот и брошенных детей. Вследствие голода, многие матери не могли прокормить своих детей самостоятельно, а потому подбрасывали их к монастырским воротам. В монастырях организовывались для них приюты, которые представляли собой отдельные помещения, где дети получали ночлег, питание, одежду и необходимый уход, они со временем выполняли посильные работы. При монастырях также функционировали школы для сирот и бедных детей.
Целый ряд правил, касающихся детей, в том числе несовершеннолетних, содержит Соборное Уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича, где он стремился объединить церковное и светское право. Например, родителям предоставлялось право продавать своих детей в холопство или в крестьяне вместе с собой. Что касалось подкидышей, то по Соборному Уложению, они после совершеннолетия оставались крепостными.
1 Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса, 1999. С. 9
2 Михеева ЛЮ. Опека и попечительство: теория и практика / Под ред. Р. П. Мананковой. М.: Волтере Клувср, 2004. С. 15
20