Содержание
Введение..........................................................3
Гл.1. Теоретико-методологические основы социальных технологий в работе с персоналом финансово-кредитных учреждений.
1.1. Кадровая политика и социальные технологии в современном российском обществе...................................................................11
1.2. Особенности работы с персоналом в банках.....................33
Гл. 11. Механизм реализации социальных технологий в банковской сфере
2.1. Планирование и формирование персонала банка..................75
2.2. Развитие профессионализма и продвижение сотрудников...........104
Заключение........................................................133
Список литературы.................................................140
Приложение 1.......................................................158
Приложение 2.......................................................159
Приложение 3.......................................................160
Приложение 4.......................................................165
Приложение 5.......................................................167
Приложение 6.......................................................168
Приложение 7.......................................................171
Приложение 8.......................................................173
Приложение 9.......................................................174
Приложение 10......................................................180
І Іриложение 11....................................................185
Приложение 12......................................................192
Приложение 13......................................................198
Приложение 14......................................................200
Приложение 15......................................................201
Приложение 16......................................................202
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время в России с развитием рыночных отношений все большее социальное значение приобретает деятельность финансово-кредитных учреждений, среди которых центральное место занимают банки.
Банк - это не только экономический, но и социальный институт, осуществляющий аккумуляцию денежных средств юридических лиц и различных групп населения, размещающий средства в социально-экономическое развитие, ведущий денежные расчеты, операции с ценными бумагами, осуществляющий посредничество во взаимных платежах и расчетах между государствами, организациями, предприятиями и отдельными лицами.
Динамика развития банковской системы в России свидетельствует о постепенном восстановлении банковской деятельности после кризиса 1998 года. Однако для повышения эффективности дальнейшего реформирования банковской системы предстоит в среднесрочной перспективе укрепить устойчивость и повысить конкурентоспособность банковского сектора, значительно улучшить реализацию его функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий, трансформации их в кредиты и инвестиции. Предстоит восстановить и укрепить доверие к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, а также населения.
Правительство РФ и Центральный банк предусматривает осуществить дальнейшее совершенствование управления государственными банками, осуществления контроля на правовой основе за всеми кредитными учреждениями и коммерческими банками при сохранении и укреплении рыночных принципов их деятельности и возможности их ликвидации при неудовлетворительной реализации планов по их финансовому оздоровлению.
Дальнейшее реформирование банковской системы будет осуществляться при принятии новых законов, защищающих права кредитов вкладчиков, при расширении возможностей банковского надзора и вместе с тем с повышением
19
на практике имеет место сочетание разных стратегий в одной технологии, учитывая многофункциональность большинства социальных процессов.
А.И. Пригожин считает целесообразным деление социальных технологий
на:
- операционные технологии, которые вводятся в социальную среду на некоторое время, чтобы инициировать там необходимые процессы, а затем как бы “выводятся” из этой сферы назад, прекращают гам свое действие (социально-психологический тренинг, игровые методы);
- передаваемые технологии, которые можно продемонстрировать людям, и они потом сами станут ими пользоваться уже без социолога (мозговая атака и т.д.).
Данная типология фиксирует наличие как узкопрофильных технологий, основанных на специализированных социологических знаниях, умениях и навыках, так и междисциплинарных технологий, уже к реализации которых целесообразно подключение профессионального потенциала специалистов из других областей (например, экономистов, экологов, юристов и др.).
По форме и содержанию социальные технологии характеризуются в двух основных аспектах. Это технологии социальной диагностики, где объектом алгоритмизации выступают способы определения состояния социального объекта или его подсистем. Кроме того, можно говорить о технологических воздействиях на социальные процессы, где объектом алгоритмизации выступают способы их осуществления. Их суть состоит в практическом воплощении научного знания. Это формы социальных технологий (например, технологии набора, отбора, обучения персонала).
Содержательная сторона заключается в гуманитарном наполнении социальных технологий. Гуманитарная технология представляет собой такие средства развития потенциала человека, которые в наибольшей степени основываются на его интеллектуальной и социально-психологической природе. При этом человек рассматривается как главный ресурс воздействия на результативность деятельности организации в целом.
20
Выделяются три области развития человеческого потенциала: организация, социальные группы, отдельные работники.
При этом в каждой из этих областей выявляются такие средства развития человеческого потенциала, которые основывались бы на социально-психологической природе.[231, с.62].
Рис. 1. Три главные области развития человеческого потенциала [231,
с.62]
В связи с этим возникает необходимость определить те средства воздействия на человека, которые в своей совокупности и составляют гуманитарную технологию, т.е. процесс управления людьми. При этом важно определить от чего зависит поведение человека, чем он руководствуется в процессе своей трудовой деятельности в организации.
При этом можно выделить следующую цепочку: осознание потребностей (через воспитание, интересы, цели, ценности и т.п.) - мотив поведения человека; мотив воплощается в решение действовать, решение - в само действие. При этом чрезвычайно важную роль играет социальная среда, так она сама порождает потребности. С изменением среды изменяется и личность, ее потребности и интересы. Учет всех этих факторов в их взаимосвязи и взаимозависимости является необходимым условием эффективного управления организацией.
- Київ+380960830922