Оглавление.
2
Введение. - стр. 3
Глава I. Теоретические основы исследования. — стр. 9
§1. Степень исследованности проблемы. История изучения преступности и организованной преступности в России. - стр. 9
§2. Теоретические предпосылки исследования преступности.
2.1. Общие теории. - стр. 19
2.2. Специальные теории. - стр. 31
Глава 11. Традиционные формы организованной преступности. Исторический очерк. Сравнительный анализ. - стр. 40 § 1. Якудза. Япония. - стр. 41 §2. Мафия. Италия. - стр. 50 §3. Ла Коза Ностра. США - стр. 55
§4. Некоторые другие формы организованной преступности. - стр. 60 §5. Организованная преступность в России. - стр. 62
5.1. Общеуголовная преступность. - сгр. 62
5.2. Экономическая преступность. - стр. 69
5.3. Новая организованная преступность. Становление, - стр. 71
5.4. Современное состояние организованной преступности. - стр. 74 Глава III. Социологический анализ преступных организаций, - стр. 76 § 1. Методика исследования. - стр. 76
§2. Организованная преступность. Ленинград - Санкт-Петербург. - стр. 79 §3. Крупнейшие преступные сообщества и группировки Санкт-11етербурга. стр. 99
§4. Модели преступных организаций. - сгр. 107 Выводы. - стр. 115
Список используемой литературы. - стр. 118
Введение.
3
Современная Россия переживает период сложных, противоречивых преобразований в социальной, экономической и политической сферах общественного бытия. Взрыв уровня преступности, проникновение организованных преступных сообществ в самые высокие эшелоны власти, экономику, бизнес, круги, определяющие политическое развитие общественной жизни диктуют необходимость всестороннего, многоуровнего и систематического исследования организованных преступных структур. Важность и необходимость социологических исследований организованной преступности определяется возможностью получить информацию и результаты, недоступные в рамках юридических исследований. Кроме того, использование новых общих теорий, разрабатываемых в социологии для более успешного, ракурсного изучения и показа социальных феноменов, позволяет оценить реальное место того или иного из них (в данном случае - организованной преступности) в поле общественной жизни, проследить связи, взаимодействия, взаимовлияния с другими функционирующими социальными системами.
Определении «организованной преступности» много, само это понятие дискуссионно. В ст. 35 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996г. (УК РФ) наряду с преступными группами (п. 1-3 ст. 3 5 УК) называется и преступное сообщество (преступная организация), под которым понимается сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких
21
§2. Теоретические предпосылки исследования преступности.
2.1. Общие теории.
Организованная преступность и преступность вообще являются предметом изучения социологии девиантности, более узко: социологии преступности или криминологии. Две глобальные парадигмы в изучении этого феномена: нормативистская и социологическая. Конечно, это не означает, что отсутствуют и иные точки зрения. Первым направлением, изучавшим типологию преступности и преступников было антропологическое (биологическое). В этом с м ел еле уместно привести схему классификации теорий, предложенную Н.Дж.Смелзером (стр.25) [99, с. 134], в которой отражены основные этапы развития теоретической мысли в изучении девиантности и преступности в частности. Вполне логичным и естественным является параллельное существование нескольких направлений. Очень часто девиация рассматривается на примере преступности, криминального поведения, как запрещенного уголовным законом (нормативистская парадигма). Хотя, заметим, девиантность невозможно отождествлять с преступностью, которая является лишь одним из проявлений отклонения (например, наряду с наркотизмом, коррупцией, а также с изобретательством, художественным творчеством и т.п.).
Исторический и философский анализ дает возможность убедиться в том, что самоочевидных парадигм нет и быть не может. Каждая из них должна и подвергается ревизии по мере разработки новых методов познания и накопления новых фактов. [10]
22
Зарождение нормативистской парадигмы связывают с именами Гуго Греция, Ганса Кельзена, Жана Жака Руссо, Шарля Монтескье, в начале XVII - XVIII вв., развивавших идею о естественном праве (вытекающем из самой природы вещей - т.н. «классическая школа» уголовного права)’. Социологический нормативизм возникает в результате синтеза идей ряда социологических школ: изучения «традиционного общества» и механизмов его функционирования в трудах Спенсера, Самнера, Боаса, Дюркгейма, психологической схемы объяснения человеческих действий на основе «подражания» (Тард и др.) и типологии форм рациональности человеческого поведения, разработанной М.Вебером. Позитивное уголовное право интерпретируется нормативистской криминологией как отражение естественного права в уголовном законодательстве. Законодатель улавливает требования естественного уголовного права, но когда он допускает ошибки, то между естественным и позитивным уголовным правом возникают противоречия, что в свою очередь ведет к возникновению противоречий социальных.
Социологическая парадигма возникла гораздо позже нормативистской. Зарождение социологии преступности связано с широким проникновением идей и методологии позитивизма в изучение процессов социального движения. Огромное влияние на развитие социологии преступности (и социологии вообще) оказали сформулированные Огюстом Коптом принципы научного познания. Согласно этим принципам наука должна отказаться от решения таких вопросов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на эмпирический опыт. Такой подход отвергает идеи естественного права, так как последние представляют собой нечто гипотетическое, предполагаемое, а значит - не наблюдаемое.
3 Строго говоря, здесь упоминаются две разные школы - нормативистская и естестсствеиного права.
- Київ+380960830922