2
Содержание
Введение......................................................4
Раздел I. Методологические и методические вопросы исследования .......................................................26
Глава 1.1 Поколение как объект исследования социологии..........26
Глава 1.2. Социальная структура общества и социальное самоопределение поколения...........................................48
Глава 1.3. Методика исследования................................66
Раздел II. Особенности и тенденции развития социальной
структуры Таджикистана :..............................75
Глава 2.1. Социально-демографическая ситуация в Таджикистане и ее отличительные особенности...............................75
Глава 2.2. Особенности и тенденции развития поселенческой
структуры Таджикистана................................97
Глава 2.3. Социально-слоевая структура Таджикистана........... 115
Раздел ИТ. Поколение в кризисном обществе: социальный
статус и факторы его формирования....................144
Глава 3.1. Социально-демографические факторы социального
самоопределения поколения........................... 144
Глава 3.2. Поколение в поселенческой структуре................ 161
Глава 3.3. Межпоколенная социальная мобильность............... 178
Раздел IV. Поколение в системе образовании: неравенство
шансов..................................................211
Глава 4.1. Образование как социальный институт....................211
Глаш 4.2. Общеобразовательная школа и социальная селекция 233
Глава 4.3. Профессионально-техническое образование и воспроизводство рабочих кадров.......................................255
Глава 4.4. Высшее и среднее специальное образование в системе воспроизводства социальной структуры...........................283
Заключение.......................................................312
Сп и сок литературы...............................................319
32
переписей населения 1939, 1959, 1970 и 1979 гг. и, таким образом, использовать то преимущество, о котором пишут А.Л. Гордон и #.В. Комаровский.’
В.II. Шубкнн. исследовавший в течение 20 лет жизненные планы и профессиональные ориентации молодежи, объектом исследования выбрал выпускников средних общеобразовательных школ Новосибирской, а затем и Московской области.2 По его методике в 70-е годы аналогичные исследования были проведены и в некоторых союзных республиках, в том числе и в Таджикистане.3
Исходя из взаимосвязи возрастных и социальных характеристик поколения, эстонские социологи в качестве первой точки отсчета избрали также окончание средней школы, а затем проследили жизненный путь поколения до достижения ими возраста 30 лег.4 Такой подход был заложен и в основу сравнительного межрегионального лонгитюдного исследования "Пути поколения".
Молодежь, как специфическая социально-демографическая группа есть не только наличное бытие в обществе, но и своеобразный переходный ''мостик" из детского состояния во взрослое, в органическом единстве совмещающее в себе прошлое и будущее, возможное и действительное. Основная содержательная особенность молодежи это становление - процесс биологического, умственного и социального созревания, освоения п "впнса-ния" в наличную систему социальных отношений и систему деятельности, принятие позиций и ролевых функций, воспроизводящие сложившуюся систему отношений в обществе на новом уровне и в новом качестве или де-
1 См.: Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению, с.бо
2 См.: Шубкнн В.Н. Социологические опыты. М., 1970; Чередниченко Г.Л.. Шубкнн В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.
См.: Шоннсматуллоев Ш. Семья и социальнопрофессиональная ориентация молодежи.^ Сощ ш ль непрофессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социализма М. 1978.
4 См.: Тнтма М.Х. Сощильнбпрофесспональная ориентация молодежи. Т.Т 1. II. Таллин, 1982.
33
формирующие ее. Если категория "молодежь" отражает процесс становления, а категория "поколение" его итог, то можно ли молодежь в таком понимании относить к поколению. Наиболее распространенным, разделяемым нами, мнением является то, что молодежь - это формирующееся поколение, принимающее атрибуты своих будущих социальных черт, но не достигшее еще кульминации в своем биологическом, интеллектуальном и социальном развитии. Молодежь тем самым является решающим периодом формирования каждого конкретного поколения.1
Особенности "социального старта" разных поколений людей являются одним из исходных пунктов анализа всего социального облика этих поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности.2 Смена поколений таким образом является естественным явлением. Каждое новое поколение вносит свой вклад в развитии общества, в преумножении всего того, что создано предыдущими поколениями. Вопрос о том, какое наследство получит новое поколение и как оно им распорядится, черезвычай-но важен.
В обществе происходят глубокие преобразования и они начинают вовлекать в свою орбиту новое поколение. Более оптимальная интеграция новых поколений людей в общественную жизнь является одним из возможных путей реализации задач по преобразованию общества. Социальный
1 См.: К'абатек Л. "Поколение" как результат социального созревания молодежи. - Молодежь. актуальные проблемы социального развития; Титма М.Х., Саар Э. Молодое поколение М., 1986. с.51.
2 См.: Преемственность поколений как социологическая проблема. М. 1973, Павлов Б.С. Социально-классовая пресмствешюсть и воспитание молодых рабочих. М. 1984; Егоров В.К. История есть смена поколешш: Преемственность поколении в условиях социалистического строительства. М. 1986 и др.
- Київ+380960830922