Ви є тут

Концепт маскулинности в российском коммуникативном пространстве : На материале киноискусства 1930-1990 годов

Автор: 
Скороспелова Татьяна Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272087
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание.
Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Социокультурное конструирование гендерной доминанты коммуникации
1.1. Теоретические концепции конструирования гендера и гендерной идентичности 10
1.2. Гендерные роли в коммуникативном поведении 27
1.3. Языковая репрезентация гендера 42 Глава 2. Концепт маскулинности в гу манитарных науках
2.1. «Мужское» и «женское» в культурно-исторической ретроспекции
54
2.2. Концепт маскулинности как социологическая категория 71
2.3. Гендерные стереотипы и «кризис маскулинности» в СССР 91 Глава 3. Концепт маскулинности и его эволюция в российском
киноискусстве 1930-1990 гл .
3.1. Методологические основания анализа кинодпскурса 105
3.2. Анализ репрезентации маскулинности в «знаковых» фильмах советского кинематографа 116
3.3. Маскулинность в постсоветском кинодискурсе 143
Заключение. 162
Литература. 165
Введение
Актуальность темы исследования. Ввод проблематики пола в гуманитарные науки был связан, в первую очередь, с развитием феминистского движения Х1Х-ХХ веков. Феминистские исследования в антропологии, истории, социологии, лингвистике акцентировали внимание на мужском доминировании и женской репрессивности в различных областях жизни как результате институализированного насилия над женщинами в патриархатном обществе в контексте социального неравенства полов. Критическое переосмысление научного знания, инициированное этими исследованиями, способствовало формулированию собственно гендерной проблематики и разработке научных концепций социокультурного формирования гендера. Социокультурная обусловленность гендерных отношений выражается в том, что каждая культура дифференцирует поведение человека в зависимости от пола, предписывая ему определённые социальные роли и статус, манеру поведения, выражения эмоций и т.д.
Стремительное развитие в конце XX века информационных компьютерных технологий, средств и инфраструктуры телекоммуникаций позволило говорить о постиндустриальном этапе общественного устройства как «информационном» обществе. Парадигма информационного общества, отраженная в работах Д.Белла, П.Драксра, Х.Шрадера, Дж.Кана, Ж.Аттали,
Н.Мартина5 и др., включает, в числе прочих, преодоление межкультурных барьеров и глобализацию социокультурного пространства; изменение форм и средств социальных коммуникаций; потенциально расширяет коммуникативное
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Атгали Жак. На пороге нового тысячелетия. - М., 1993., Шрадер X. Глобализация, цивилизация и мораль //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.1. №2, Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный. //Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Drucker F.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1995, Martin N.J. The Global Informational socicty.-L. 1995
16
социализации, продолжающемся в течение всей жизни. Период первичной социализации связан в основном с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды.
В символической концепции гендера (М.Фуко[125], И.Г'офман[33] и др.) основным является тезис о недоступности реальности для человеческого понимания вне структуры языка. Мир познаваем только через языковые формы; понимать себя, значит понимать себя перед текстом.
В трактовке маскулинности и фемининности в символизме особое внимание уделяется символам, образам, репрезентациям маскулинности и фемининности, поскольку приверженцы этого направления полагают, что только посредством них возможно «прикоснуться» к изучаемым феноменам, понять их природу, сущность. Репрезентации маскулинности и феминности в контексте символического иитеракционизма (И.Гофман) являются в меньшей степени следствием нашего полового естества, чем интеракционным изображением того, что мы хотели бы выразить в отношении нашего полового естества, используя конвенциональные жесты.
Маскулинность и фемининность являются «сущностными» и главными характеристиками индивида, культурными конвенциональными изображениями того, что мы думаем в отношении нашего пола, которые используются в процессе разыгрывания спектакля жизни и поддерживают существующую социальную иерархию власти.
При анализе роли социализации в процессе формирования гендерной идентичности исследователи широко используют данные антропологии и этнографии[26,50,56], психологии[2,5,14,20, 71 и др.].
Известный психоаналитик А.Адлер в книге «Практика и теория индивидуальной психологии» писал, что «насильственная, но по-прежнему согласующаяся с нашей социальной жизнью оценка и символизация через «мужское» и «женское» рано приходит на ум ребенку. Таким образом, ему, в
17
каждом случае по-своему, мужским представляется: сила, величие,
богатство, знание, победа, грубость, жестокость, насилие, активность, а женским - противоположное»[4,с.46].
По результатам психологических исследований [7] делается вывод, что гендерная идентичность формируется у детей в возрасте 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет опытов и практик. Здесь следует отметить разницу понятий половой и гендерной идентичности. По Н.Смелзеру [108] гендерная идентичность включает следующие компоненты:
1. Биологический пол (имеем) - первичные и вторичные физические признаки.
2. Гендерная идентичность (чувствуем) - осознание своего пола.
3. Гендерные идеалы (представляем) - культурные стереотипы поведения мужчин и женщин.
4. Гендерные роли (выполняем) - разделение труда, прав, обязанностей в соответствии с полом.
Важнейшим этапом вторичной социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда, по словам известного немецкого философа и социолога, одного из создателей социологии знания, К.Манхейма[88], формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт (в том числе и социополовой) поколений. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся базовыми детерминантами ценностной доминанты.
Для исследования процессов формирования гендерных отношений в современном, динамично развивающемся мире, чрезвычайно значимо понятие ресоциализации. По определению Э.Гидденса[30] это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в