Ви є тут

Жизненные стратегии студенческой молодежи в социокультурном пространстве России : Социологический анализ

Автор: 
Осмачко Надежда Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275175
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социокультурное пространство России как
контекст формирования жизненных стратегий студенческой молодежи 13
1.1. Теоретические подходы к изучению социокультурного пространства 13
1.2. Динамика социокультурного пространства России
в 90-е гг. XX в. - начале XXI в. 25
1.3. Студенческая молодежь в трансформирующемся
социокультурном пространстве России 37
Глава 2. Жизненные стратегии студенческой молодежи России как способ организации собственной жизни 54
2.1. Жизненные стратегам студенческой молодежи как объект
научного анализа 54
2.2. Механизм формирования и реализации жизненных
стратегий студенческой молодежи 73
2.3. Типология жизненных стратегий студенческой молодежи 88 Глава 3. Жизненные стратегии студенческой молодежи
Приморского края: результаты теоретико-прикладного исследования 103
3.1. Методологические и методические аспекты исследования
жизненных стратегий студенческой молодежи Приморского края 103
3.2. Количественно-качественный анализ стратегий жизни
студенческой молодежи Приморского края 117
3.3. Жизненные стратегии студентов: опыт применения
биографического метода 134
Заключение 150
Список использованной литературы 157
Приложения 176
%
Введение
Актуальность темы исследования и постановка проблемы.
В результате трансформации российского общества, происходящей на протяжении более чем десяти лет, радикальным образом изменились социокультурные условия жизни людей. Прежде всего, преобразовались институциональная и социально-групповая структуры. Сформировались новые политические и экономические институты, углубилось социальное неравенство, появились такие социальные группы, как предприниматели, менеджеры, свободные профессионалы, безработные и другие. Значительно дифференцировались ценностные ориентации людей, их представления о нормах. Как следствие, прежде стабильное и понятное пространство социальных позиций, культурных смыслов и стандартов поведения в настоящее время предстает как противоречивое, неопределенное и динамичное.
Социальные изменения в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит комплексная проблема жизненного самоопределения. От того, каким образом решает эту задачу российская молодёжь, зависит настоящее, и, в большей степени, будущее нашего общества. Это имеет особое значение в отношении студенчества, чей профессиональный и личностный потенциал формируется во многом институтом образования.
Студенческая молодежь, рассматриваемая как определённая часть человеческих ресурсов, обладает специфической ценностью для общества. Во-первых, она уже прошла ступени отбора в сфере образования благодаря своим способностям, ценностным ориентациям. В образовательных учреждениях юноши и девушки проходят профессиональную подготовку, которая позволит им в перспективе принести пользу обществу в качестве работников высококвалифицированного труда.
Во-вторых, студенческая молодежь, демонстрируя высокие притязания в различных сферах жизнедеятельности, рассматривает институт высшего образования в качестве основного способа их достижения. Таким образом, студенчество представляет собой человеческий ресурс, пополняющий средние и высшие слои социальной структуры общества благодаря легитимным каналам социального восхождения.
25
Эта схема, не претендуя на исчерпьшающии характер, отражает выводы, которые были сделаны в результате проведенного нами анализа.
Таким образом, социокультурное пространство представляет собой совокупность социальных связей или социальную структуру, социальные институты, регулируемых на основе принятых ценностей, норм взаимодействия и поведения людей, символических способов оценочного освоения действительности и ориентации в ней.
Социокультурное пространство является многомерным: оно включает социальное пространство, объективируется в пространстве физическом; действует также как ментальная структура, влияя на восприятие, оценки, поведение людей. Пространство рассматривается как территория, как место жизни человека (соответственно, локальное и жизненное пространство), как необозримое пространство взаимодействий людей в глобальном мире, когда географические ограничения в культурном и социальном устройстве отсутствуют, и при этом люди осведомлены о таком отсутствии.
В целом, социокультурное пространство, описываемое понятиями «социальная структура», «социальные институты», «ценностно-нормативная система» и «темпоральность», является «заставаемым» (П.Штомггка), а также конституирующим жизни людей. Мы считаем, что позиция актора в социокультурном пространстве, владение капиталом в том или ином сочетании, практические схемы, усвоенные человеком в процессе социализации определяющим образом влияют на его жизненный путь и стратегические ориентиры.
1.2. Динамика социокультурного пространства России в 90-е гг. XX в. - начале XXI в.
Анализ характеристик социокультурного пространства российского социума является одной из задач нашего исследовательского поиска. Организация человеком собственной жизни, конструирование им жизненной стратегии осуществляются в контексте определенного, исторически обусловленного социокультурного пространства, влияние которого на индивида мы склонны оценивать как определяющее. Понятие «контекст» (от лат. сопЩхШз - тесная связь, соединение) показывает, во-первых, что социокультурное пространство на глобальном уровне,
26
в масштабах конкретного общества является фоном, опосредованно влияющим на жизнедеятельность людей. Во-вторых, контекст на локальном уровне представляет собой жизненное пространство, свойства, особенности, ситуации которого непосредственно влияют на взаимодействия людей, их жизненный суть.
В целом, социокультурное пространство России за небольшой период времени (90-е гт. XX в. - начало XXI в.) кардинально преобразилось, оно продолжает изменяться и в настоящее время. Процессы, происходящие в нашем обществе, многими социологами обозначаются понятием «трансформация», свободным от «векторной нагрузки» [61;101;228]. Социальная трансформация - это длительные, непредвиденные, отчасти неопределяемые, имеющие непресказуемый финал процессы, приводимые в движение коллективным агентством и возникающие в пространстве структурных опций, унаследованных в результате ранних фаз указанных процессов [217.С.6-7]. Сущностной характеристикой социальной (социокультурной) трансформации является радикальное и относительно быстрое изменение социетального типа общества, происходящее на разных уровнях: институциональном, социально-групповом, субъектном [61.С.445-446;101.С.8].
Применительно к России речь идет о высокой интенсивности социокультурной трансформации, ее направленности на изменение всех сфер жизнедеятельности общества, слабой управляемости, предсказуемости протекающих процессов. Все перечисленное обусловливает нестабильность в российском обществе или состояние «динамического хаоса» (И.Пригожин). В этом контексте, замечает Т.И.Заславская, для правящей элиты становится актуальным сохранение политической и социальной стабильности в стране [61 .С.564].
По-нашему мнению, использование только категории «трансформация» не снимает проблему идентификации стратегических ориентиров в изменении социума. Чтобы определить вектор и содержание трансформации, мы используем концепт «модернизация», хотя и признаем убедительность мнений В.АДдова, Л.Г.Ионина, Н.Ф.Наумовой, Т.И.Заславской и других отечественных социологов [61;127;229] о том, что базовые идеи теории модернизации (целенаправленности, прогресса, его стадиальности, предопределенности, нормативности), делают ее уязвимой для критики. Однако в современной социологии сделаны весьма успешные попытки объединения эволюционной лотки модерштционного