Ви є тут

Наркотизация студентов высших учебных заведений в условиях среднего города: особенности преодоления

Автор: 
Бурганова Оксана Анатольевна
Тип роботи: 
особенности преодоления
Рік: 
2004
Артикул:
192755
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление.
Введение................................................... 3
Глава I. Теоретико - методологические основы и нрактико -ориентированные предпосылки преодоления наркотизации студентов высших з'чебных заведении в условиях среднего города.................................... 16
§ 1. Наркотизация студентов высших учебных заведений
как социальная проблема............................... 16
§ 2. Концептуальные основы преодоления наркотизации
студентов вузов: множественность подходов............. 46
§ 3. Объективные з'словия и субъективные факторы наркотизации студентов высших з'чебных заведений в зтсло- 72 виях среднего города......................................
Глава II. Организация антинаркотической деятельности в высших учебных заведениях в условиях среднего > города............................................ 98
§ 1. Особенности организации антинаркотической деятельности в высших учебных заведениях в условиях среднего города............................................... 98
§ 2. Информационное обеспечение антинаркотической
деятельности ВЫСШИХ З^чебных заведений В З'СЛОВИЯХ среднего города...................................... 123
§ 3. Пути повышения эффективности антинаркотической деятельности..............................................
146
Заключение.................................................. 167
Литература.................................................. 175
Приложения.................................................. 194

Введение
Актуальность темы исследования. Явившиеся следствием крушения советской политической системы спад экономики и снижение уровня жизни населения, разрушение единого социокультурного и идеологического пространства, снижение эффективности правоохранительных органов обусловили интенсивное проникновение на территорию бывшего СССР огромного количества наркотических средств с одной стороны и их востребованность на черном рынке с другой. Постсоветское общество оказалось не готовым к противодействию процессам наркотизации населения, очень быстро принявшим угрожающие размеры и вызвавшим в обществе так называемую «моральную панику». Несмотря на то, что многие аналитики отмечают наличие явного перехода от состояния растерянности к научно обоснованным и относительно спокойным дискуссиям о специальных программах профилактики наркомании, появление специальных служб социального противодействия распространению наркотиков (преимущественно в структуре здравоохранения и МВД), реализацию ан-тинаркотических программ в системе образования, стабилизации в этой области пока еще не наблюдается.
Особое место в контексте проблем распространения наркомании занимает современная высшая школа. Действительно, формирование стабильной и высокоэффективной системы социального взаимодействия в условиях современной России требует подготовки большого числа специалистов в самых разных областях социального функционирования, способных к продуктивной профессиональной деятельности в обновленном, демократическом обществе. Задача подготовки таких специалистов ложится на снс-
• героин - синтетический алкалоид опия, получаемый путём аце-тилирования морфина (наиболее опасен, т.к. поскольку дает не только психологическую, но и физиологическую зависимость);
• первитии (метамфетамин), а также иервитин Т (метамфетамнн-рацемат) — препараты, кустарно изготавливаемые из эфедрина;
• кокаин - белый порошок, добываемый из листьев коки;
• крэк — тот же кокаин, только приготовленный искусственно (зависимость возникает практически после первой пробы);
• амфетамин, фенамин — порошок, таблетки или кристаллы (при регулярном употреблении возникает зависимость и синдром отмены, часты спровоцированные интоксикационные психозы);
• экстази, Е, ХТС —сборное название группы производных амфетамина (метамфетаминов). В препарат могут входить два активных компонента, а также героин, флунитразспам, ЛСД, фептер-мин и др. компоненты. Физиологической зависимости при употреблении ЕХТАвУ не возникает, одиако, наблюдается психическая зависимость средней силы, повышенная склонность к некоторым заболеваниям, потеря веса, душевные расстройства, бессонница и, возможна, паранойя;
• ЛСД - бесцветное вещество, без вкуса и запаха. В тысячи раз эффективнее мескалина и псилоцибина (галлюциногенов естественного происхождения);
• барбитураты - медицинские препараты, производные барбитуровой кислоты, оказывающие седативное действие на центральную нервную систему. При регулярном употреблении вызывает сильную психологическую и физиологическую зависимость и некоторые другие препараты.
В соответствии с перечнем веществ, отнесенных к наркотическим, употребляющий эти вещества человек формально отно-
сится к категории наркоманов независимо от частоты употребления. Такое положение дел отчасти обосновано тем, что даже однократное употребление так называемых легких наркотиков приводит к устранению психологического барьера - внутреннего запрета на употребление наркотических средств. Кроме этого, в елз^чае «удачной» пробы (то есть в случае достижения ожидаемого состояния эйфории) возникает желание повторить прием наркотика, приобретающее в дальнейшем маниакальный характер.
С медицинской точки зрения, в отличие от обозначенного формального подхода, наркоманом может считаться человек, у которого наблюдаются биопсихологические изменения, характерные для наркомании вне зависимости от того, каким веществом вызваны эти изменения. Именно такой подход к диагностике наркозависимости позволяет постоянно дополнять перечень наркотических веществ новыми наименованиями.
Степень распространения наркомании среди учащейся молодежи и студенчества, в том числе, поддается лишь приблизительной оценке. Основной причиной этому является латентность, скрытость процессов наркотизации. Сказывается и различие используемых социологами методов изз'чения распространенности наркомании, что делает слабо сопоставимыми полз'чаемыс с их помощью результаты.
В своем анализе проблем наркотизации спудентов высших З'чебных заведений как социального процесса и социальной проблемы будет целесообразным опираться на данные, полученные в Республике Татарстан. Мы считаем, что в результате это даст нам возможность избежать использования сомнительных данных в своем исследовании без снижения его актуальности, так как ситуация в Татарстане, органично включенном в социальнзчо ин-