Ви є тут

Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества

Автор: 
Гернего Любовь Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
128
Артикул:
1000315204
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава I. Методологические основы изучения духовно-нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества......................10
1.1. Казачество как социальная общность, его место и роль в социальной структуре общества..............................................10
1.2. Социокультурная адаптация казачества к региональным условиям среды обитания......................................................39
Глава И. Традиционное и инновационное в духовно-нравственной культуре забайкальского казачества.....................................60
11.1 Влияние социально-экономической ситуации на духовнонравственные основы жизнедеятельности казачества.......................60
11.2 Духовные основы жизнедеятельности забайкальского казачества.....................................................................70
11.3 Особенности нравственных ценностей казачества Забайкалья 88
Заключение............................................................107
Библиография..........................................................113
Приложение 1..........................................................122
Введение
Актуальность темы исследования. Процесс реформирования российского общества создал объективные предпосылки для возрождения и возвращения к активной общественной деятельности ряда социальных групп, одной из которых является казачество.
Казачество — это специфическая, социально - культурная группа российского общества и поэтому её изучение — необходимое направление в исследованиях социальной структуры современного общества. Актуальность темы определяется необходимостью более пристального внимания к этой социальной группе, так как на всех этапах развития общества она занимала достаточно активную жизненную позицию в обществе. Как традиционная форма самозащиты русского населения казачество вбирало в себя наиболее пассионарную часть народа и несло в себе мощный потенциал обновления нации и общества в целом. Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что этот положительный потенциал казачества сохранился до сих пор, поэтому особо важной сегодня является проблема его использования. Учитывая, что казачество выступает как активная общественно-политическая сила в процессе трансформации российского общества, в решении социально-экономических задач, в защите государственных интересов, борьбе с преступностью, в охране границ, лесов, общественного порядка, его потенциал должен быть использован для создания благоприятного климата социального реформирования.
Преобразования социально-политической жизни российского общества характеризуются ростом самосознания социальных трупп, переосмыслением ценностных ориентаций, пересмотром духовно-нравственных основ жизнедеятельности. Возрождение казачества далеко не однозначная проблема, поэтому научная идентификация, выяснение социальной сущности этой социальной группы, ее духовно-нравственных основ жизнедеятельности, ценностных ориентаций даст возможность правильно определить её место в
казачество классифицируется как исторические казаки(потомки казаков, числящиеся ими формально) и казаки-сословие. Мы считаем наиболее приемлемым при классификации казачества исходить из той преобладающей деятельности, которую осуществляет этот вид казачества и которая существенным образом определяет характерные признаки этой группы. По этому критерию казачество делится на пограничных, станичных казаков и казаков городовых команд. Однако несмотря на обилие трактовок понятия, очевидно, что ни одно из предложенных толкований не может быть признано безусловно правильным и единственно верным. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие “казачество” не однозначно и имеет различные смысловые значения. На протяжении длительного периода времени характер определения казачества, его генезиса, роли в обществе неоднократно менялся в силу исторического развития российского общества, дискуссионности самой проблемы этноса и отсутствия единых методологических подходов в изучении казачества.
Для операционализации понятия в данной работе предлагается понимание исторического казачества как этносоциальной общности, профессионально занимающейся государственной военной службой (охраной границ и поддержанием общественного порядка) и характеризующейся специфическими особенностями образа жизни, психологии, норм и традиций.
Предлагаемая работа представляет собой социологическое исследование социальной группы - казачества. Но прежде мы должны сделать краткий экскурс в его историю.
Казачество является одним из элементов социальной структуры российского общества и неотъемлемой частью населения нашей страны. К 1917 году в России было 11 казачьих войск, в областях расквартирования которых проживало 4,5 млн. человек. В составе населения России численность казаков составляла всего 2,4%6. В Восточном Забайкалье казачество было самой представительной социальной группой. По данным комиссии Куломзина в 1885 году ка-
6 Гражданская война и интервенция в СССР: Энциклопедия.-М., 1982.-С.252.
зачество составляло 50% численности всего населения и 48% общего числа дворов сельской местности Забайкалья. Сегодня казачество располагается на территории 46 субъектов Российской федерации от Балтийского моря до Тихого океана и насчитывает более 4 миллионов человек. Из них внесено в государственный реестр 500 тысяч человек. Более 120 тысяч человек несут государст-
о
венную службу. Казачество России прошло длинный исторический путь, в котором можно выделить пять периодов:
1) существования казачества как субэтноса (XVI - XVII в.);
2) становления казачества сословием русского государства (XVIII - XIX в.);
3) формирования “служилых войск” на основе Положения о Войске Донском 1835 г. (1 треть XIX в. - 1917 г.);
4) расказачивания (1917-1980 гг.);
5) возрождения казачества (с 1987 г).
С нашей точки зрения, на первом этапе формирования казачество можно признать субэтносом. В этнографии так обозначают территориальные части этносов, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры, быта, имеющие самоназвание и как бы двойственное сознание. Одним из главных условий возникновения казачества как этносоциальной группы являлась обширная и целостная территория. Она выступала важным условием самовос-производства этноса, обеспечивая развитие разных видов связи — хозяйственных и других. Природные условия на общей территории влияли на жизнь людей, отражаясь в общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта и психики.
Однако не все казачество можно назвать субэтносом, а лишь те объединения, которые образовались в контактных зонах естественно-историческим путем — Донское, Волжское, Запорожское, 'Герское и др. Казачьи войска, образованные позднее — Сибирское (1582 г.), Забайкальское (1851 г.) и другие соз-
' Булаев В.М. Сельское население восточного Забайкалья на рубеже XIX - XX веков. (Расселение. Демография. Образ жизни). -Улан-Удэ, 1997.-С. 22.
8 Казаки РоСсли. Сентябрь 1999 г.- С.7.