Ви є тут

Институализация паблик рилейшенз в современном российском обществе

Автор: 
Сидельник Эллина Алексеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
168
Артикул:
192140
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение_________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование паблик рилейшенз _____ 17
1.1. Теоретико-методологические подходы к анализу паблик рилейшенз _____ 19
1.2. Социально-культурные и экономические детерминанты институционального развития паблик рилейшенз 59
Глава 2. Субъектная структура современной системы
паблик рилейшенз __________________________________ 75
2.1. Институциональная характеристика субъектов пиар
деятельности. __________________________________ 75
2.2. Сравнительный анализ типов социальных связей субъектов пиар деятельности _____________________________ 101
Глава 3. Паблик рилейшенз в современном российском
обществе 113
3.1. Институциональные предпосылки становления и развития
паблик рилейшенз в России. ______________________ 113
3.2. Деструктивные факторы становления института паблик
рилейшенз в России __________________________________ 131
Заключение____________________________________________________151
Список использованной литературы ___________________________ 158
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Преобладающей тенденцией развития большей части стран мирового сообщества в конце XX - начале XXI века является переход к новому типу социальной организации демократического общества - открытому информационному обществу, которое можно определить как общество, в котором экономическое развитие, социальные изменения, качество и образ жизни в решающей мере зависят от научного знания и способа использования информации на основе совершенствования информационно-коммуникативных технологий.
Революционные изменения в области информационнокоммуникативных технологий оказывают кардинальное влияние не только на экономическое, научно-техническое и культурное развитие общества, но и на изменение мировоззрения людей, ценностно-ориентационные и поведенческие аспекты их жизнедеятельности, государственное устройство и функционирование государственного механизма.
Преобразования в информационной сфере затронули техникоэкономическую, социально-культурную и политические сферы российского общества, что создало предпосылки для формирования новых или видоизменения существующих социальных институтов, организаций, общностей, и среди них, в частности, института паблик рилейшнз (ПР, гшар). Под паблик рилейшенз мы понимаем, социальный институт, который организовывает и регулирует взаимоотношения и социальные связи как внутри системы, элементом которой он является, так и с её социальным окружением.
Паблик рилейшенз, получившие бурное развитие в России в конце XX - начале XXI века, открыли новые возможности для взаимодействия с общественностью, как в сфере политики, так и в экономической, социальной, культурной сферах жизнедеятельности нашего общества.
3
с организациями и общественными группами, которые управляют и контролируют ресурсы, необходимые для существования данной организации; функциональные - связи с организациями или общественными группами, которые обеспечивают данную организацию и пользуются её продукцией; нормативные - связи с организациями, которые сталкиваются с такими же проблемами и разделяют те же самые ценности; расплывчатые -связи с неформальными структурами.
5. Процесс институционализации пиар в современном российском обществе, характеризующийся обязательными социальными индикаторами: массовым осознанием объективной потребности в установлении доверительных диаюгичных отношений между социальными структурами, мобилизацией сложившихся в обществе средств реализации коммуникации, выделением необходимых общественных ресурсов в финансовой, кадровой, организационной и материально-вещественной форме, а также формированием особой институциональной коммуникативной субкультуры, показывает, что это качественно новый феномен в социальной практике, обретающий самостоятельный общественный статус.
6. В современном российском обществе формируется разносторонняя и многоуровневая система пиар, ведется активный поиск новых форм его организации. Однако отсутствие единых представлений о феномене пиар, нехватка пиар-специалистов, слабое развитие паблик релейшенз на региональном уровне, не разработанность этических норм профессиональной пиар деятельности - эти и другие деструктивные факторы формирования института пиар свидетельствуют о том, что для полной реализации потенциала пиар созданы не все социально необходимые условия, что обусловливает противоречивость и неполноту осуществления его важнейших функций.
Практическая значимость проведенного исследования определяется его нацеленностью на поиск путей совершенствования пиар деятельности
15
для гармонизации социальных отношений. Основные выводы и рекомендации, а также полученные автором эмпирические данные, могут быть использованы для диагностики перспектив развития российского института паблик рилейшенз. Ряд теоретических положений диссертационного исследования могут быть использованы научными и педагогическими работниками при подготовке спецкурсов и издании учебных пособий по курсам «Теория и практика паблик рилейшенз», «Социология массовых коммуникаций», «Основы теории коммуникаций», «Коммуникационный менеджмент», «Социология управления», «Социология социальных коммуникаций», «Социология общественного мнения».
Апробация работы.
Результаты диссертационного исследования обсуждались на XXIV психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Ростов-на-Дону, 2005), VIII Международном практическом семинаре «Практика и перспективы развития партнерств в сфере высшей школы» (г. Донецк (Украина), 2007), на заседаниях кафедры социологии и политологии Таганрогского педагогического института, на Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Новые ценности современной России» в институте экономики, управления и права (г. Казань 2006), опубликованы в 7 работах общим объемом 4.7 п.л.
Структура работы определяется задачами исследования и включает введение, три главы, шесть параграфов, выводы по каждой главе и список литературы из 187 источников.
16