Ви є тут

Российские руководители сферы культуры: профессионально-образовательные и ценностные ресурсы группы : на примере Северо-Запада России

Автор: 
Чириков Евгений Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300564
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования 16
руководителей сферы культуры как социально-профессиональной группы
1.1. Понятие профессии и профессионализма в отечественных и 16 зарубежных исследованиях: теоретический анализ
1.2. Основные подходи к изучению профессионализма менеджеров 38
1.3. Руководители сферы культуры как профессиональная группа: 57 компетенции и особенности профессиональной деятельности
1.4. Методы исследования становления профессиональных групп и 63 профессиональных компетенций руководителей
Глава 2. Образовательные ресурсы и образовательные предпочтения 79 руководителей сферы культуры Северо-Запада
2.1. Профессиональный опыт или образование в сфере культуры и 80 искусства: выбор руководителей сферы культуры
2.2. Оценки своих знаний российскими государственными и 88 муниципальными служащими (администраторами) в сфере культуры
2.3. Внутренние мотивы участия руководителей сферы культуры в 92 переподготовке и повышении квалификации
2.4. Особенности кадровой подготовки администраторов и менеджеров 95 культуры в оценках российских руководителей
Глава 3. Профессиональные и ценностные ресурсы руководителей 112
сферы культуры Северо-Запада России, Европы и Америки: сравнительный анализ
3.1. Динамика представлений администраторов и менеджеров сферы 114 культуры России о необходимых профессиональных компетенциях и технологиях (2004-2009 гг.)
3.2. Профессиональные компетенции руководителей сферы культуры 119 Северо-Запада России, Санкт-Петербурга и Ирландии
3.3. Представления российских, европейских и американских 125 руководителей сферы культуры об образе успешного управленца в сравнении с самооценками
3.4. Динамика ценностных ориентаций руководителей сферы культуры 134 Санкт-Петербурга и Северо-Запада: сравнительный анализ (2004-2009
гг.)
Заключение: новые ценности или новые институты? 143
Библиография 151
2
Введение
Актуальность темы исследования. Будущее российского общества, перспективы развития любых институтов в России во многом зависят от эффективности работы отдельных профессиональных групп с собственными принципами работы, профессиональными навыками, ценностями, представлениями о перспективах своей деятельности.
Однако механизмы формирования, социальная динамика, причины и направления изменений социальных статусов различных профессиональных групп до сих пор изучены недостаточно. Между тем, это особенно важно в резко изменяющихся обществах, где социальное расслоение оказалось более значительным, чем в стабильных социальных системах. Поэтому вполне закономерно, что в социологии вновь ставится задача более детального исследования именно профессиональных групп, на базе которых формируются групповые ценности, мораль, нормы группового поведения и др.
Особая значимость профессионалов в разных сферах деятельности, и, прежде всего - государственных и муниципальных служащих, обуславливаются теми ресурсами влияния, которые они приобрели за последние годы рыночных реформ. Это способствовало быстрому возрастанию роли профессионального капитала руководителей во всех отраслях, которые должны были соответствовать тем новым задачам, которые формулировали им государство и общество. Однако исчерпывающих ответов на вопросы о том, как шло приспособление различных групп профессионалов к условиям российского рынка, какова была динамика их профессионализации, в какой степени они опирались на старые, привычные профессиональные навыки, а в какой - вынуждены были вырабатывать новые профессиональные и личностные стратегии поведения, так пока и не было получено.
Проблемой является и то, что методологический инструментарий, с помощью которого, как правило, изучались традиционные профессии,
3
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
15
Глава 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ
1.1. Понятие профессии и профессионализма в отечественных и зарубежных исследованиях: теоретический анализ
Понятие профессионализма является динамично развивающейся категорией в научных исследованиях. Именно поэтому подходы к толкованию профессионализма меняются не только в зависимости от научной дисциплины, но и от тех вызовов, которые формирует временная перспектива.
Однако, несмотря на подобную зависимость, категории профессии и профессионализма развиваются как исследовательские понятия, что объясняет множественность их толкования, начиная от самых общих и заканчивая достаточно специфическими их определениями, учитывающими достаточно широкий круг возможных характеристик, составляющих суть данной категории.
Профессионализм, и профессия традиционно изучались в рамках социальной структуры и социальной стратификации, а также в относительно новой отрасли социологического знания - социологии профессий, которая в XX столетии сформировалось как самостоятельное направление, имеющее специфическую предметную область. У ее истоков стояли Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Зомбарт, П. Сорокин. Проявляли к ней интерес Г. Зиммель, Т. Парсонс, П. Бурдье и др.
По мнению уральской исследовательницы Т. Л. Александровой, у Маркса, Спенсера и Дюркгейма превалировало восприятие профессии сквозь призму категорий разделения труда и дифференциации социальной деятельности. При этом задачи исследования профессий неизбежно
16