Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1 Специфика десоциализации в местах лишения свободы............12
1.1 Проблема десоциализации в отечественной пенитенциарной системе
12
1.2 Факторы десоциализации в местах лишения свободы..................
1.3 Индивидуальные и групповые характеристики десоциализации в
местах лишения свободы..........................................69
Глава 2. Влияние десоциализации в местах лишения свободы на последующую интеграцию освобожденных в общество....................86
2.1 Анализ отношения людей, лишенных свободы, к вынужденной десоциализации в пенитенциарных учреждениях.....................86
2.2 Факторы, компенсирующие процесс десоциализации в местах лишения свободы.................................................99
Заключение........................................................117
Список литературы..............................................122
4
4
2
Введение
Актуальность темы. Состояние социальном дезорганизации, в котором оказалось современное российское общество, определяет необходимость изучения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарной системы. На сегодняшний день, когда остро стоит вопрос о реформировании отечественной пенитенциарной системы, на проблемы, имеющие место в системе исполнения наказания, следует обратить пристальное внимание.
Нынешняя российская пенитенциарная система, создававшаяся при тоталитарном режиме, сформировалась как система закрытая. С распадом тоталитарного режима и воздействием факторов современной социальной реальности стали вскрываться противоречия, которые осложняли и осложняют достижение основной цели, преследуемой в своей работе пенитенциарной системой: перевоспитание в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, то есть предупреждение повторного совершения преступления.
Предполагается, что процесс перевоспитания может быть эффективным лишь при конформном поведении со стороны заключенных в условиях пенитенциарной системы. Однако при этом не учитывается психологическое состояние осужденного после ареста и условия среды, в которые попадает человек в местах лишения свободы.
Очевидно, что с момента попадания в места лишения свободы человек утрачивает привычки, правила и манеру поведения, к которым он привык, находясь на свободе. Неоднократно указывалось, что этот процесс, называемый десоциализацией, часто приводит к тому, что процесс восприятия утраченных навыков оказывается очень сложным, иногда невозможным.
Глава 1 Специфика десоциализакии в местах лишении свободы
1.1 Проблема дссоциализации в отечественной пенитенциарной системе
В течение всей жизни человеку приходится не раз осуществлять как биологическое, так и социально-психологическое приспособление к окружающей среде, к изменяющимся внешним условиям. Например, биологическое приспособление - при изменении климатических условии, социально-психологическое - при переходе из одного коллектива - в другой.
С точки зрения Э.Фромма, «самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате процесса формирования личности»[143]. Этот процесс называют социализацией. Традиционно в социологической литературе понятие социализации при всей множественности его конкретных трактовок определяется как усвоение личностью совокупности существующих норм и правил. [142] Одной из сторон этого процесса является десоциализация.[83]
Дссоциализацисй называется отученне от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.[142]
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, с изменением привычного образа жизни.
Хотя процесс социализации продолжается и в зрелом возрасте, он существенно меняется. Согласно теории Р. Гарольда, социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства. Таким образом, можно говорить о том, что в зрелом возрасте на первый план выходят две стороны одного процесса-социализации: десоциализация и ресоциализация, и оба этих явления невозможно рассматривать одно без другого.
В связи с проблематикой исследования необходимо рассматривать жизненные условия, в которых, согласно теории Ирвинга Гоффмана, десоциализация заходит так глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
Объекты, обеспечивающие подобные условия, Гоффман обозначил как «тотальные институты»; к таким институтам он отнес тюрьмы, колонии, психиатрические лечебницы, армню.[142] В связи с этим необходимо рассмотреть российскую пенитенциарную систему в соответствии с признаками десоциализации в экстремальных условиях, выделенными И. Гоффманом.[142]
Анализ показывает, что в данном случае любое учреждение российской пенитенциарной системы соответствует подавляющему большинству выделенных признаков, в частности, нижеследующим:
— изоляция от внешнего мира;
— постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;
— переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса, в данном случае «заключенный»;
— замена старой обстановки на новую, обезличенную;
— утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания - сбрасывание гражданской одежды и облачение в спецформу;
— утрата свободы действий.
Подробнее стоит остановиться на оставшемся признаке. Это отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.
По словам A.B. Димитрова и В.П. Сафронова, в течение отбывания срока наказания осужденному как минимум трижды приходится адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и новой среде:
- Київ+380960830922