2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ...................................................16
1.1. Теоретическая модель трудовой активности субъекта общественного производства...................................16
1.2. Методологические основания социологического анализа трудовой активности молодежи
36
1.3. Молодежь в общественном производстве: востребованность трудового потенциала российским рынком труда.................55
ГЛАВА И
ТРУДОВАЯ СРЕДА И СУБЪЕКТИВНЫЕ 1 ЦЕННОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ..................74
2.1. Противоречия, препятствующие активной трудовой деятельности молодежи......................................74
2.2. Взаимосвязь факторов трудовой деятельности, обусловливающих удовлетворенность потребностей молодых работников в признании и
93
самореализации...............
2.3. Ценностно-трудовые установки работников молодежного
возраста как детерминанты активности в трудовой сфере..111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................129
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................139
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена заинтересованностью социума в активной трудовой деятельности молодежи как значимого для будущего России ресурса. В настоящее время численность российской молодежи по данным Госкомстата, составляет около 35 миллионов человек, что представляет собой практически четверть населения страны,1 и в тот период, когда изменению подвергаются политическая, экономическая, социальная системы, степень участия в общественном производстве молодежи определяет, сможет ли Россия адекватно отвечать на вызовы глобализации, риски макроэкономических кризисов и угрозы геополитического противостояния.
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, во многом трансформировали систему общественного производства -новый контекст приобрели трудовые отношения, изменились конъюнктура рынка труда и система профессиональной подготовки, новое направление получили ценностные ориентации и мотивации работников. Ыа фоне высокого уровня безработицы, перепроизводства кадров, потребность экономики в которых удовлетворена, низкой заработной платы, недостаточной социальной поддержки работника работодателем молодому поколению сложно в трудовой сфере действовать активно. Данная ситуация явилась основанием для возникновения негативных тенденций в числе которых: усиление социальной и трудовой апатии молодежи; падение престижа честного труда; рост потребительских настроений, замещающих собой установки на активную трудовую деятельность, а также духовность; уход молодых людей в криминальные структуры. Тем не менее, молодое
1 См.: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Л1Ь: http://www.gks.ru. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2 По итогам обследования населения по проблемам занятости, проведенного Федеральной службой государственной статистики в I квартале 2009г., общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с методологией Международной Организации Труда, составила 7,1 млн.чсловск, или 9,5% экономически активного населения (см.: Официальный сайт ФСГМ. Занятость и безработица (в 1 квартале 2009 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks ru/bgd/,^rcc/Ъ09_00ЯssWWW.exc/Stg/c!OЗ/ 7-0.htm
17
Л. Маршалл следует Джевонсу в определении труда как всякого умственного и физического усилия, предпринимаемого частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы»16.
Современные авторы характеризуют труд в основном так же как Маршалл и Джевонс. Например, Иноземцев В. считает, что труд - есть деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости».1. Исследователи же Е.Л. Егорова и
О.В. Кучмаева в своей статье «Труд», определяя труд как «деятельность человека, направленную на развитие и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения его потребностей», отмечают, что такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.18
Ж.Т. Тощенко рассматривает «труд» более широко: «труд - это, во-первых, целесообразная деятельность, обеспечивающая взаимодействие человека с природой и обществом, во-вторых, единство объективных условий и субъективных факторов, что выражается в действиях, поступках человека по преобразованию материальных и вещественных элементов, в-третьих, создание потребительских ценностей (материальных и духовных), необходимых для удовлетворения потребностей не только человека, но и общества, и составляющих его структур».19
«Труд» — категория социально-экономическая. В труде можно рассмотреть социальный и экономический аспекты процесса. Его сущность
16 См.: Marshall, A. Elements of economics of industry: being the first volume of elements of economics [Text]. - Cosimo Classics, 2006. -P. 124.
17 См.: Иноземисв, B.JI. К теории иостэкономичсской общественной информации [TckctJ. - М.: Таурус, 1995. - С. 15.
15 См.: Егорова, Е.Л. Труд [Текст] / Е.Л. Егорова, О.В. Кучмаева // Социологическая энциклопедия : В 2 т. // Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Ссмнгин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - С. 669. - Т. 2.
19 См.: Тощенко, Ж.Т. Социология труда [Текст] : учебник для студсггтон вузов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Экономика труда». - М.: ЮНИТИ-ДЛНЛ, 2008. - С 43.
18
как социального явления можно выразить в следующих функциях: 1) создание общественного богатства, т. е. новых материальных и духовных благ; 2) влияние посредством трудового потенциала на общественное устройство; 3) выполнение роли меры потребления; 4) связь со сферой самовыражения и самоутверждения человека.
Экономическое значение труда проявляется в продукте труда. Предмет труда включает три основные компоненты: сырьевые материалы; средства труда; затраты живого труда. Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт груда — новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.20
Как замечает Ж.Т. Тощенко, человек — центральная и определяющая фигура любого производственного процесса. Без его участия, без его творческой и объединяющей функции абсолютно все производственные операции мертвы и безжизненны, исключено функционирование механизмов, орудий и предметов труда. Человеческий фактор производства — это необходимый элемент, к которому предъявляются особые требования как составной части трудового процесса.
Определяющая роль человека на производстве обусловлена, во-первых, тем, что человек — организующее начало производства. Без побуждающей силы человека невозможно ожидать любых изменений не только в функционировании техники и технологии, но и привести в действие социальные резервы, которые скрыты в труде.
Во-вторых, когда говорится о человеческом факторе производства, работник рассматривается не только как потребитель определенных благ, получение которых призвана гарантировать оплата труда, но и как творец.
В-третьих, от человека зависит, в конечном счете, рост производительности труда, эффективности производства, те преобразования и улучшения, которые происходят в процессе трудовой деятельности.
20 См.: Егорова, Е.Л. Труд [Текст] / Е.А. Егорова, О.В. Кучмасза // Социологическая энциклопедия : В 2 т. Н Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта ПО. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - С. 669. - Т. 2.
- Київ+380960830922