Ви є тут

Профессиональная адаптация выпускников технических вузов в период перехода общества к рыночным отношениям : На материалах Читинской области

Автор: 
Полутова Марина Александровна
Тип роботи: 
На материалах Читинской области
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
177
Артикул:
193158
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.....................................................
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной адаптации выпускников технических вузов...........................................................
1.1 .Содержание понятия «профессиональная адаптация»
1.2. Методы и инструменты социологического анализа.......
Глава 2. Факторы, этапы и механизм профессиональной адаптации выпускников технических вузов в период перехода общества к рыночным отношениям.........................................
2.1. Объективные и субъективные факторы профессиональной адаптации в переходный период.................................
2.2. Основные этапы и содержание профессиональной адаптации выпускников технических вузов.............................
2.3. Механизм и средства профессиональной адаптации в период становления рыночных отношений.............................
Заключение...................................................
Список использованной литературы..............................
Приложение 1..................................................
Приложение 2..................................................
Приложение 3..................................................
Приложение 4..................................................
3
введение
Актуальность темы исследования. Профессиональная адаптация всегда была одним из наиболее сложных процессов в жизнедеятельности молодого поколения. Даже в относительно стабильные периоды развития российского общества, вступая в социально-экономическую среду старших поколений, молодежь встречалась с профессиональными, социальными и психологическими трудностями. Во-первых, эти трудности связаны с периодом выбора профессии, который является процессом согласования способностей, возможностей и интересов молодого человека в профессиональной сфере с потребностями общества. Во-вторых, с периодом профессионального обучения, когда определяется путь получения профессионального образования и происходит перестройка учебно-познавательной деятельности в профессионально-ориентированную. В-третьих, с проблемами адаптации молодых специалистов на производстве, которые связаны с отсутствием практического опыта работы, неготовностью к производственной дисциплине и психологическими сложностями вхождения в рабочий коллектив.
Преобразования, происходящие в последние десятилетия в политической, экономической и социальной сферах России привели к усложнению процесса профессиональной адаптации молодежи, так как реформирующееся общество, в большинстве случаев, не в состоянии помочь молодому человеку в этом процессе. Показательна профессиональная адаптация выпускников технических вузов, так как именно эта социальная группа обеспечивает воспроизводство и формирование высококвалифицированных специалистов, тех в чьих руках находятся рычаги управления экономикой и от кого во многом зависит будущее России.
Переход от государственно-централизованных методов регулирования экономики к рыночным вызвал возникновение целого ряда явлений неоднозначно повлиявших на профессиональное становление молодежи. С одной стороны, рыночные методы хозяйствования предоставляют большие потенциалы
16
1. Теоретико-методологические основы исследования
профессиональной адаптации выпускников технических вузов
1.1. Содержание понятия «профессиональная адаптация»
Человек живет в постоянно изменяющемся мире, преобразуется среда обитания, изменяется и сам человек. В связи с этим большое значение приобретает исследование механизма взаимодействия индивида с изменяющейся природной и социальной средой, его адаптация к новым условиям.
Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине XVIII в. Введение его в научный оборот связывают с именем X. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики «явлений приспособления чувствительности органов зрения или слуха, выражавшихся в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действие раздражителя».1
Сама же проблема, приспособления, связанная с возникновением и развитием биологии, была поставлена гораздо раньше. Еще в VII в. французский натуралист Ж. Бюффон высказал мысль, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды.2
Большое значение в исследовании поведенческих механизмов адаптации имело понимание A.A. Ухтомским организма как единого целого и его активности во взаимодействии со средой в процессе адаптации.3
Нельзя не отметить вклад И.П. Павлова, в частности, открытие им принципа исторической (эволюционной) детерминированности отношения организма к среде.4
Человек, сохраняя свою биологическую природу, является существом общественным, т.е. имеет «надбиологическую», социальную сущность.
1 Милославова H.A. Адаптация как социально-психологическое явление //Социальная психология и философия. - Л., 1973. - C. II9.
2 См.: Бюффон Ж. Всеобщая и частная естественная история. - СПб.: Имп. Академия Наук, 1789.-С. 116.
3 См.: Ухтомский A.A. Собр. Соч. - Л.: ЛГУ. 1951. - Т.2. - С. 56.
4 С’м.: Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М.. 1951 -Т.2. - С. 179.
17
Поэтому, в начале XIX в., благодаря работам Ж.Б. Ламарка, Ж. Сент-Илера, Г. Спенсера и др. проблема адаптации вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в психологию, социологию, медицину, экологию и другие науки.
Кроме биологической адаптации человеку присущи также два других типа адаптации: психологическая и социальная.
В научной литературе как отечественной, так и зарубежной, уделяется большое внимание проблеме психологической адаптации. Она активно разрабатывается западными психологами в рамках специального направления, возникшего в 30-40 гг. XX столетия на базе необихевиоризма (Дж. Уотсон, Н. Миллер, Дж. Даллард, Д. Хомане, Р. Сирс, Б. Скиннер, Г. Тард и др.) и ответвлений психоаналитической психологии, связанной с культурной антропологией (Р. Бенедикт, М. Мид). 1
При всех различиях между представителями этих научных направлений и школ их объединяет взгляд на мотив деятельности человека как на явление, возникающее и развивающееся на основе формирования гомеостатического равновесия между организмом и средой. Стремление организма восстановить равновесие со средой рассматривается ими как главный двигатель адаптивного процесса.
«Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей». 2 К такому выводу пришли К. Маркс и Ф. Энгельс в результате исследования детерминации поведения людей различными факторами. То есть существуют потребности активизирующие адаптивную активность психики индивида.
В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов установлено, что одни и те же обстоятельства воздействуют на человека не столько благодаря их объективным свойствам, сколько благодаря
1 См.: Овчаренко В.М., Грицанов A.A. Социологический психологизм. - Минск, 1990. - С. 39-47, 88-95.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.-2-е изд.- Т. 3. - С. 245.