Содержание
Введение................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические вопросы исследовании социальных коммуникаций с иностранцами....................... 14
1.1. Понятие и структура социальной коммуникации 14
1.2. Учет менталитета в социальных коммуникациях 34
1.3. Особенности социальных коммуникаций в обучении иностранце»............................................. 51
Выводы....................................................... 69
Глава 2. Основные сферы и механизмы
социальных коммуникаций в обучении иностранцев............... 71
2.1. Организация коммуникаций в адаптации обучаемых иностранцев........................................ 71
2.2. Коммуникация профессиональной направленности 88
2.3. Особенности коммуникаций социально-культурной
сферы.................................................. 108
Выводы...................................................... 126
Заключение.................................................. 129
Список сокращений........................................... 136
Библиография................................................ 137
Приложения.................................................. 153
Приложение 1........................................... 153
Приложение 2........................................... 158
Приложение 3........................................... 164
3
Введение
В условиях расширяющегося международного сотрудничества в области образования особую роль играет организация социальных коммуникаций с иностранными студентами. По сравнению с глобальными, многоплановыми проблемами сотрудничества в политической и социально-экономической областях интеграция в образовательной сфере рассматривается в аспекте общегуманитарных ценностей, носит больше социально-личностный характер, что способствует расширению тезауруса народов, их взаимопониманию и, как следствие, сотрудничеству. Каждый обучающийся иностранец является социальным коммуникатором своей страны и России. Постановка вопроса о путях и специфике трансляции ценностей от человека человеку в межкультурном контексте требует взглянуть на изучение проблем коммуникации как на некую совокупность более широких социальных процессов, своего рода социальный контекст, в котором происходит социализация личности. Этим определяется
актуальность темы научного исследования. Языковая коммуникация как один из важнейших видов социальной коммуникации является главной в обучении иностранцев, поэтому важным представляется систематизация преобладающих сфер применения русского языка в современном
обществе, а также анализ восприятия языка и отношения к нему обучаемых иностранцев.
Русский язык как международный в 60 - 90-х гг. XX в. сыграл выдающуюся роль в глобальном плане хранения и передачи основной массы научно-технической и социальной информации. В настоящее время наблюдается спад массового изучения русского языка как мирового. Но с развитием демократизации российского общества, интереса к общественным процессам в России, оживлением деловых связей, рыночных отношений, при которых Российская Федерация как страна с
большой численностью населения, богатой историей, значительным
развитием науки и техники, определенным геостратегическим
15
Коммуникация может происходить на нескольких уровнях - между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества или между разными обществами. Различные академические дисциплины исследуют различные аспекты коммуникации на разных уровнях. Интересы социологов обычно направлены на высшие уровни, где процесс коммуникации выступает в более сложной форме. Социологи обычно рассматривают коммуникацию как нечто предлагающее циркуляцию значений. Одним из способов исследования коммуникации является семиотика, исследование того, каким образом различные знаки наделяются смысловым значением и представляются в виде кодов, то есть кодируются отправителем и декодируются получателем сообщения. Коммуникация является результатом какой-либо совместной деятельности: даже крик птицы при приближении ястреба сигнализирует об опасности, то есть передает сообщение себе подобному. Но в отличие от человека животное только воспринимает звук как знак, реагируя на него деятельностью, определяемой инстинктом. Впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое)- «это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» [133. С.318]. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением. Вербальная коммуникативная система обусловлена формированием языка в процессе эволюции человека. «Наличие биологических предпосылок социального поведения,- пишет В.С. Степин, - вовсе не означает, что социальные связи людей однозначно выводятся из этих предпосылок. Они надстраиваются над биологическим базисом, во многом трансформируя его»| 156. С. 18]. В отличие от животного человек благодаря деятельности, присущей только ему, приспосабливается к внешней среде, взаимодействует с другими субъектами в общении, целенаправленно изменяет окружающий мир и сознательно конструирует свои отношения в общности через определенную систему коммуникаций, которые
16
сохраняются и перелаются от поколения к поколению, а также развертываются и преображаются. Такие способы деятельности «могут быть интерпретированы в качестве поведенческих программ, усваиваемых людьми и во многом определяющих канву их поступков в различных ситуациях социальной жизни»[156. С. 18].
Программы опосредуют деятельность, связующую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому индивидуальная и групповая деятельность впитывает в себя предшествующий опыт. Отсюда вытекает, что внешняя деятельность человека, по утверждению J1.C. Выготского, обусловливает внутреннюю в виде высших психических функций [33. С. 198 -199]. В их структуре имеются в качестве обязательного звена общественно-исторически сформировавшиеся средства и способы (программы), передаваемые человеку другими людьми в процессе общения через определенные внешние формы - образцы действия, предметы или формы внешней речи. Другими словами, высшие специфические человеческие психологические процессы, выступающие как сознательное программирование действий, могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, то есть как интерпсихологические, и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические. В результате интериоризации возникают сложные внутренние образы в виде идеальных, превращенных форм предметной реальности, выступающих как программы деятельности, включающей в себя как внешние, так и внутренние процессы [33. С. 198 -199].
Таким образом, социальное поведение в одном из своих измерений может пониматься как процесс коммуникации, то есть взаимосвязи людей, являющихся носителями отличных друг от друга ценностей, стереотипов или поведенческих форм, при котором происходит обмен информацией. Это поведение, связанное с обменом информацией! 109. С. 1 ].
- Київ+380960830922