2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования стилей жизни молодежи...................................... 13
1. Понятие «стиль жизни» в социологии..................13
2. Стили жизни как устойчиво воспроизводимые образцы поведения молодежи..........................................38
Глава 2. Особенности воздействия телевидения на стили жизни
молодежи.......................................................65
1. Телевидение как институт социализации и источник социокультурных образцов для молодежи..........................65
2. Отношение студентов к телерекламе, ориентированной на молодежь как целевую аудиторию телевидения................... 103
Заключение..............................................123
Список использованной литературы....................... 128
Приложения..............................................141
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие телевидения в постсоветской России в течение двух десятилетий существенно изменило социокультурную среду, а также придало новые черты социальным коммуникациям. За относительно небольшое время в повседневный мир россиян, независимо от того, позитивно или негативно они это воспринимают, вошли телешоу, сериалы, телеигры и т. п., институционализировалась телереклама.
Экспансия западных культурных образцов на телевидении, в других СМИ вызывает озабоченность в российском обществе. В то же время становится все более очевидным, что телевидение из вспомогательных инструментов социализации новых поколений становится одним из наиболее значимых социализационных институтов. В этом своем качестве телевидение нередко вступает в конфликт с такими институтами социализации, как семья, школа, вуз, организации воспитательного характера и т. д. В обществе имеет место озабоченность тем, что телевидение становится средством пропаганды насилия, секса, безответственного поведения; телереклама ряда товаров, прямо адресованная подросткам, молодежи, ведет к смещениям в восприятии окружающей действительности, формированию стилей жизни, девиантных с точки зрения старших поколений.
Фактически в этой озабоченности, выражаемой в среде родителей, школьных учителей, вузовской профессуры, деятелей культуры, представлена проблемная ситуация, которая состоит в том, что телевидение, решая задачи коммерческого характера и заимствуя из молодежной среды знаки и символы молодежных стилей жизни, оказывает обратное влияние на эти стили через молодежную телеаудиторию, способствует широкому распространению одних и
понятия «класс»: «Поскольку миллионы семей живут в
экономических условиях, отличающихся и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов, — они образуют класс»3. В отечественных исследованиях образа жизни эта трактовка класса во многом определяла аспекты, на которые обращалось преимущественное внимание исследователей. Так, Н. М. Блинов в качестве основы социалистического образа жизни анализировал трудовую деятельность4. Э. К. Васильева это понятие применяла в качестве обобщенной характеристики отношений в семье . И. Т. Левыкин, Б. А. Бабин, Я. В. Рейзема и- др. изучали общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества6.
В несколько ином аспекте понятие образа жизни звучит, когда ставится вопрос о здоровом образе жизни7. К этому толкованию примыкают уточнения областей применения понятия образа жизни, например, в связи с анализом экологической обстановки. Так, А. В. Мозговая рассматривает «экологически устойчивый образ жизни»,
Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Господитиздат, 1957. Т. 8. С. 208.
4 См.: Блинов Н. М. Трудовая деятельность как основа'
социалистического образа жизни. М.: Ыаука, 1979.
? См.: Васильева Э. К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы,
1981.
6 См.: Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества / Отв. ред. И. Т. Левыкин; АН СССР, Ин-т социол. исслед. М.: Наука, 1987.
См.: Педагоги за здоровый образ жизни: Материалы обл. смотра-конкурса. Н. Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1996.
15
Н. П. Соловьева связывает образ жизни с экологической культурой и т. д.8
В постсоветский период, когда многие обществоведы отошли от марксизма как методологии социального исследования, категория «образ жизни» почти исчезла из поля зрения российской социологии. Когда она все же применялась для анализа социальной действительности, ее общее назначение совпадало с тем, которое было характерно для советского времени, но менялись объекты оценки с применением этой категории9.
Если на категорию «образ жизни» в отечественной социологи исоветс ко го периода возлагался основной груз классового подхода к анализу общественной жизни, то стиль жизни, выступал как дополнительная характеристика, которая позволяла увидеть особенности отдельных социальных общностей в рамках классового деления общества (именно такова трактовка стиля жизни у Н: М. Блинова10) или критически оценить новые явления в социальной и культурной жизни Запада11.
А
См.: Мозговая Л. В. Экологически устойчивый образ жизни: факторы становления // Социол. исследования. 1999. №8. С. 104-111; Соловьева Н. В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: (Теорет.-методол. аспект): Автореф. дис... канд. социол. наук. Казань, 1994.
9 См., например: Клямкин И., Тимофеев Л. Теневой образ жизни: Социол. автопортрет постсоветского общества /РГГУ. М., 2000; Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Рос. акад. наук. Ин-т социологии; [Отв. ред. Т. М. Караханова]. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002; Медик В. А., Осипов А. М. Университетское студенчество: Образ жизни и здоровье. М.: Логос, 2003.
10 См.: Блинов Н. М. Указ. соч.
- Київ+380960830922