Оглавление
Введение 3
1 .Менеджмент как социальный феномен и социальная практика 12
1.1.Современный российский менеджмент: проблемы понимания и определения уровня социальной ответственности................... 12
1.2.Функциональная модель социально-ориентированного менеджмента... 25
1.3.Условия становления социально-ориентированного российского менеджмента .................................................. 45
#.....2.Процесс становления современного российского менеджмента как институционально-нормативного комплекса................................. 62
2.1 .Российские менеджеры как социальная группа................. 62
2.2.Основные стратегии реализации социальных функций менеджерами на российских предприятиях.................................. 75
2.3. Мотивационные и ценностные аспекты социально-ориентированной деятельности российских менеджеров.......................... 83
Заключение........................................................... 102
Приложения........................................................... 107
Список использованной литературы.................................... 123-
136
ч
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Анализ современной социологической литературы показывает, что в последние годы значительно увеличился интерес ученых к социально-структурным процессам, происходящим в сфере управления российскими предприятиями. Не только практики-менеджеры, но и социологи, психологи, консультанты по управлению переосмысливают сложившиеся практики управления и их влияние на экономическую жизнь общества. Особую актуальность приобретают исследования, посвященные проблемам повышения социальной ответственности бизнеса, проблемам формирования у собственников предприятий и менеджеров социально ориентированных установок. Постепенно происходит осознание того факта, что конструктивная социальная политика фирм и корпораций - не вид благотворительности, а инвестиция в персонал, в социальный потенциал производства, значимость которой для будущего развития и предприятия, и общества трудно переоценить.
Вместе с тем, в реальной практике понятие «социальной ответственности» менеджмента нередко трактуется достаточно узко, с опорой на господствующие в обществе политические или идеологические установки. В большинстве случаев она отождествляется с благотворительностью и осуществляется как форма манипулятивной деятельности, направленной на улучшение общественного имиджа предприятия, привлечение внимания поставщиков, клиентов, потребителей, партнеров.
В работах социологов эта тема обсуждается, но только в контексте этики делового поведения. Социальная ориентация деловых организаций редко рассматривается как необходимое следствие изменения институциональных характеристик современного менеджмента в неразрывной связи с новой ролью менеджмента в структурировании социокультурного про-
1.Менеджмент как социальный феномен и социальная практика
1.1.Современный российский менеджмент: проблемы понимания и определения уровня социальной ответственности
В последнее время менеджмент как реальная социальная практика приобретает черты институционально-нормативного комплекса, оказывающего влияние не только на жизнедеятельность организаций, но и развитие отдельных индивидов, формирование новых социальных групп, на устойчивость и развитие макроэкономических институтов и общества в целом. Современным бизнес-организациям приходится постоянно «балансировать» между повышением финансовой эффективности и соответствием требованиям в области социальной деятельности, между желанием акционеров получать более высокую прибыль и интересами общества. Проблемы взаимодействия в системе «бизнес-общество-государство» становятся, как никогда, актуальными.
Очевидно, что бизнес-организации не могут, да и не должны брать на себя функции государства в поддержании стабильности общества и обеспечении его развития. Но так же очевидно, что без поддержки бизнеса реализовать программы социального развития регионального и федерального уровня, практически невозможно. Урегулирование и упорядочивание процессов взаимодействия бизнеса и общества делает актуальной задачу изучения новых функций и содержательных характеристик современного менеджмента деловых организаций, что предполагает рассмотрение менеджмента как социального феномена, включенного в систему макросо-циальных связей и отношений.
В то же время социологическая интерпретация менеджмента не является однозначной.
Так, например, Л.В. Попов, рассматривая этот вопрос, ссылается на определение "менеджмента" в Оксфордском словаре английского языка, где дается четыре смысловых значения этого понятия:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки;
- орган управления, административная единица4.
Американский исследователь П.Друкер также указывает на полисемантический характер этого понятия. По его мнению, термин "менеджмент" включает в себя и определенную функцию, и социальный статус людей, ее выполняющих, и учебную дисциплину, и область научного исследования5. Разделяя в целом данную точку зрения, мы, тем не менее, полагаем, что понятие «менеджмент» приобретает в последнее время новое социально-значимое содержание, выступая важнейшим элементом социальной жизни.
В современной социологии менеджмент рассматривается в нескольких аспектах: 1. как деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемые наемными и профессиональными работниками (менеджерами); 2. как совокупность методов, принципов и норм, разработанных с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности.; 3. как совокупность менеджеров, представляющих особый социальный слой в системе обществ, разделения труда, профессиональной и социальной структур6.
Таким образом, с одной стороны, теоретическая рефлексия социальных практик управления достигла достаточно высокого уровня, чтобы
4 Попов A.B. Теория и организация американского менеджмента.- М.: Изд-во МГУ, 1991.-с.7.
5 Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. - Москва: Вильямс, 2000. - с. 15.
6 Социологический энциклопедический словарь/Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - с. 175
- Київ+380960830922