Ви є тут

Трансформация правовых ценностей российской студенческой молодежи в контексте глобализации

Автор: 
Буланова Инна Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
321237
179 грн
Додати в кошик

Вміст

♦
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования правовых ценностей молодежи..........................................17
1.1. Правовые ценности молодежи: понятие и специфика............17
1.2. Правовые ценности молодежи в условиях глобального общества:
новые требования и содержание........................................33
Глава 2. Объективные условия формирования правовых ценностей молодежи России......................................................54
2.1. Социокультурные основания формирования правовых ценностей российской молодежи..................................................54
2.2. Социальный статус российской студенческой молодежи как детерминант ее правовых ориентаций...................................76
Глава 3. Специфика правовых ценностей российской студенческой молодежи и воздействие агентов правовой социализации на их формирование.........................................................94
3.1. Роль агентов правовой социализации в формировании правовых ценностей студенчества...............................................94
3.2. Специфика правовых ценностей студенческой молодежи: опыт прикладного социологического исследования...........................108
Заключение.....................................................134
Список литературы..............................................140
2
Введение
Актуальность темы. Современный период реформ в российском обществе српрбвбждаетсяЛрлу.ббкимИ изменениями в сфере государства и права/ Осуществляющиеся в стране реформы проходят под знаменем перехода к рыночной экономике, демократическому политическому режиму, что нашло отражение в принятии законов и других нормативных актов правового государства. Так, в Основном законе страны, Конституции Российской Федерации 1993 года, выражены, уточнены и расширены права человека, создана юридическая база . для функционирования предпринимательства, политических партий, движений и организаций граждан. То есть фактически на протяжении последних полутора десятилетий реформ властью были заложены институциональные основания функционирования гражданского общества, созданы предпосылки для формирования новых форм взаимодействия общества и власти, базирующихся на признании и соблюдении прав и свобод личности при условии неукоснительного соблюдения последней правовых норм, исходящих от государства. В то же время в российском обществе сохраняется ситуация, когда большая часть взрослого населения не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными потребностями. Многие подвержены правовому нигилизму, сущность которого заключается «в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку». 1 В результате население перестает воспринимать право как социально ценный институт, теряет доверие И ВСЯКИЙ интерес К НехЧу. Происходит то, что называется отчуждением общества от права.
Постепенно все более очевидным становится то, что различные компоненты правовой систехМЫ могут изменяться неравномерно, вбирая в
1 См.: Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм: Курс лекций //Теория государства и права /Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 590.
испытывает на себе воздействие происходящих в стране преобразований. Специфика социального статуса студенчества определяется, прежде всего, достаточно высоким уровнем адаптации студентов и их семей к проходящим в стране социально-экономическим реформам. В то же время, в сознании данной категории молодежи усиливаются прагматические ориентации: первостепенное значение для нее приобретает именно стремление обеспечить себе материальное благополучие, зарабатывать деньги любым путем, в том числе и методами, выходящими за рамки законодательных установлений.
5) Усвоение индивидом правовых норм и ценностей происходит посредством функционирования так называемых агентов правовой социализации, от характера деятельности которых зависит направленность ценностных ориентаций индивидов в обществе, трансляция в социальную среду установок правомерного поведения. Определяющую роль в формировании правовых ценностей студенчества как особой социальной группы играют институты высшего образования и средства массовой информации. В современных российских условиях деятельность основных агентов правовой социализации студенческой молодежи характеризуется рядом противоречий, что не соответствует интересам общества, нуждающегося не только в грамотных специалистах, но и в законопослушных гражданах. Характер функционирования рассматриваемых институтов не соответствует также и потребностям самих студентов, которые объективно нуждаются в повышении своей правовой информированности, расширении круга правовых знаний.
6)Эмпирический анализ правовых ценностей студенческой молодежи показал, что большая часть респондентов не ориентирована на безусловное соблюдение закона, что проявляется и на поведенческом уровне среди молодежи. Данное обстоятельство является свидетельством ослабления в российском обществе моральных регуляторов поведения, неадекватности
оценок асоциальных актов, несоответствия провозглашаемым социумом целей поведенческим установкам части граждан. В этой ситуации можно говорить о расхождения заявленных политической элитой программных целей реформирования правовой сферы и ценностных ориентаций молодого поколения страны в области права, которые характеризуются растущим нигилизмом по отношению к праву, механизмам его действия. Сравнительный анализ правовых ценностей различных групп студентов, дифференцируемых исходя из уровня материальной обеспеченности, степени учебной успеваемости, позволил выявить наличие прямой зависимости между обозначенными факторами и правовыми ценностными ориентациями студенчества.
Практическая значимость работы состоит в том, что она расширяет поле анализа отечественной ювенологии за счет обращения к мало изученным проблемам правового сознания и поведения молодежи и тем самым вносит некоторые коррективы в концептуальное видение современного состояния российской молодежи, анализируемой на примере студенчества. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы правоохранительными органами, а также административными органами при разработке стратегии социальной политики, объектом которой выступает молодежь.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в преподавании курсов социальных наук (социологии, политологии, правоведения), для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам правовой культуры, правовых ценностей, организации социологических исследований в области исследования правового сознания.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических семинарах кафедры, а так же на региональных конференциях. По теме диссертации опубликовано 3 работы, из них 2 брошюры, 1 монография, общим объемом около 6 п.л.