Ви є тут

Развитие профессионального потенциала клиентов системы профессиональной ориентации : На материалах Воронежской области

Автор: 
Заруцкий Сергей Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000270108
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение............................................................. 3
Глава 1. Методология исследования системы профессиональной
ориентации как социального института......................... 12
1.1 Сущностные аспекты понятия “профессиональный потенциал”................................................... 12
1.2. Социальный процесс выбора профессии в условиях формирования рыночных отношений.............................. 25
1.3. Система профессиональной ориентации молодежи в современной России........................................... 31
Глава 2. Социологический анализ региональной системы
профориентации и развития профессионального потенциала населения Воронежской области................................ 43
2.1 Структура, функции и деятельность региональной системы управления профориентации............................ 43
2.2. Центр профориентации: его структурные элементы и деятельность................................................. 82
2.3.Развитие профессионального потенциала клиентов Центра профориентации.............................................. 115
2.4. Профессиональный потенциал молодежи в условиях реформирования.............................................. 147
Рекомендации........................................................ 166
Заключение................................................................................................. 169
Список использованной литературы.................................... 173
Приложения.......................................................... 187
Введение 1. Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Трансформация российской экономики и общества в целом: изменение политической и экономической ситуации, перепрофилирование или закрытие предприятий и организаций, появление безработицы, обнищание населения регионов, снижение активности региональных рынков труда, значительное обеднение региональных рынков профессий, пониженная ориентированность региональных образовательных структур на рынке труда, проблемы государственного финансирования сфер образовательных услуг, проблемы развития профессиональных и научных школ, «утечка мозгов», снижение качества образования и ценностей профессионализма, несоответствие профессионально-квалификационной структуры рабочей силы складывающемуся региональному рынку труда, снижение уровня трудовой мотивации у населения в целом, пассивность профессиональной личности, медленное «раскрепощение» личности в процессе самоопределения, самореализации, самоактуализации и профессионализации - все это обуславливает значительные рассогласования :
• между уровнем профессионального потенциала в выбранной человеком профессии и уровнем профессионального
потенциала, востребованным рынком;
• между уровнем профессионального потенциала и
уровнем образовательных услуг (сферой образовательного этапа профессионализации);
• между рынком профессий и рынком образовательных услуг;
• между рынком профессий и рынком труда (сферой трудового этапа профессионализации);
20
степени, к которой то или иное занятие приближено к категории “профессия”.
Профессионалы, как правило, имеют высокую зарплату, высокий социальный статус и независимость в работе. Функционалисты, такие как Дж. Бен-Дэвид, объясняют привилегированность “профессии” как социальной позиции тем, что профессионалы занимаются оказанием особо значимых для общества услуг. Другие исследователи, например Ф.Паркин, полагают, что для ограничения доступа к “профессиям” используются стратегии “закрытости” в отношении определенных видов занятий посредством предъявления особых требований к образованию, которые могут быть мало связанными с действительными потребностями “профессионального” труда (явление, называемое в настоящее время “креденциализмом”), что и объясняет существование привилегий “профессионалов”. Профессионалы могут следовать стратегии исключения благодаря тому, что само государство предоставляет людям право заниматься определенными видами деятельности лишь на основании государственного санкционирования или “аккредитации”. Таким образом, стратегия государства в отношении стратификации своих членов определяет “цену входного билета” в ту или иную группу профессионалов.
Другая проблема связана с последствиями той новой тенденции, когда профессионалы все больше оказываются вовлеченными в работу бюрократических организаций как в государственном, так и частном секторах экономики, вместо того, чтобы оставаться независимыми. Возможно возникновение конфликта между определенными профессиональными и ор1-анизационными ценностями: между профессиональной этикой и
организационной практикой; между ориентациями индивида на профессиональное сообщество в целом и ожиданиями со стороны организации того, что он будет в большей степени идентифицироваться с
21
ней; между профессиональной автономией в работе и бюрократическим управлением.
Вышеизложенная интерпретация термина “профессионала” не совпадает с тем, как понимается профессионализм в России. Новый “Современный экономический словарь” (авторы: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,
Стародубцева Е.Б. - М., ИНФРА -М, 19997 - 496 с.) интерпретирует понятие “профессионализм” следующим образом: “Профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение1.
Это входит в противоречие с определением “профессионалы”, данном в английском социологическом словаре, где профессионалы стратифицированы следующим образом:
Служебный класс I
администраторы и государственные чиновники высшего уровня, менеджеры крупных учреждений и компаний, крупные собственники; Служебный класс II
“Профессионалы” - администраторы и государственные чиновники низшего уровня, технические специалисты высшего уровня, менеджеры малого бизнеса и промышленных предприятий; кураторы служащих, занятых умственным трудом;
Промежуточный класс
lila Служащие, занятые рутинным умственным трудом в области
управления и коммерции;
1116 Лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью в сфере
услуг;
IVa Мелкие собственники, ремесленники и др., имеющие наемных
работников;
1 Современный экономический словарь, С. 262