Ви є тут

Социальные ценности учащейся молодежи в современной России

Автор: 
Дусева Ирина Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000297815
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания 13
исследования социальных ценностей молодежи
1.1 .Взаимопереходность понятий «идеал», «социальные ценности» и 13 «социальные ориентации»
1.2.Структура ценностных ориентаций и социальных 30 ценностей
1.3 .Особенности ценностных ориентаций учащейся 38
молодёжи
ГЛАВА 2. Динамика изменения социальных ценностей 53
учащейся молодежи
2Л .Изменения в структуре жизненных ценностей учащейся молодежи 54
2.2.Социально - формирующие ценностные установки 68 учащейся молодежи
2.3.Динамика ценностей образования в среде учащейся 81 молодежи
Заключение 103
Библиографический список использованной литературы 108
Приложения 123
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях социально-экономических и социально-политических изменений можно обозначить культурно-ценностные сдвиги общества. Социальная неэффективность ранее действовавших стандартов общения вынуждает социальные группы и отдельных индивидов не только приспосабливаться к «внедряемым» ценностным образцам, но и обозначать собственное отношение к «вызовам» социальной среды, согласовывать собственные ожидания с декларируемыми социальными ценностями. Таким образом, мы сталкиваемся с конфликтной ценностной ситуацией, грозящей либо расколом общества, либо выработкой ценностного консенсуса. Динамика ценностных предположений молодежи показательна тем, что именно от ее ценностных установок зависит недалекое будущее российского общества: «неисчезающая» конфликтность приводит к истощению ресурсов социального саморазвития и воспроизводству традиционного российского раскола по социоценностным основаниям.
Пристальное внимание к молодежи, как репрезентативной социальной группе обусловлено, во-первых, тем, что перемены в социальной жизни наиболее полно отражаются в ценностном сознании молодежи, к ней апеллируют носители социальной модернизации, считая ее свободной от «социальных предрассудков» прошлой эпохи.
Во-вторых, молодежь демонстрирует значимый межгенерационный нерациональный разрыв и одновременно объективно зависит от «мира взрослых», социального капитала старших поколений.
В-третьих, нарастает противоречие между конкретными ценностными установками молодежи и реальными предпочтениями общества по социальному обустройству молодежи, ее интеграции в стабильный социальный страт.
12
учащейся молодежи, может быть использовано в курсах по социологии, теории управления и спецкурсах по социологии образования молодежи в системе высшего образования. Несомненный практический интерес представляет анализ региональных и локально-культурных дискурсов для социального мониторинга среднего российского города.
Результаты исследований нашли практическое применение в организации учебного и воспитательного процесса в учебных заведениях, в преподавании курса социологии.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими позициями, тщательным анализом теоретического и эмпирического материала; использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету и задачам; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предлагаемых диссертантом практических рекомендаций.
Апробация работы. Основные идеи и результаты исследований обсуждались и получили одобрение: на Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы развития дополнительного профессионального образования и консалтинга в системе непрерывного образования Ростовской области» (Ростов-на-Дону, ноябрь 1998), региональной научно-практической конференции «Инновации в образовании и научных исследованиях» (ноябрь 1999) и других.
Результаты работы были приняты к сведению и использовались Администрацией и общественными организациями г. Новочеркасска при разработке молодежных программ.
Результаты исследования отражены в 9-ти публикациях, 2-х депонированных сборниках.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, 16 таблиц, библиографического списка использованной литературы, содержащего 195 наименований, 7 приложений.
13
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования социальных ценностей молодежи.
1.1.Взаимопереходность понятий «идеал», «социальные ценности» и «социальные ориентации»
Понятие "ценность", возникшее на стыке философии, философской и культурной антропологии, социологии, социальной и общей психологии, является многоаспектным и сложным для теоретико-методологического анализа.
Изучению ценностей и ценностных ориентаций посвящены многочисленные работы, образующие два уровня исследования ценностной проблематики: теоретический и прикладной. Основной трудностью для исследователей выступает многозначность терминологии, обусловленная переплетением понятийных аппаратов смежных дисциплин при исследовании феномена ценностных ориентаций.
Каждая из пограничных научных дисциплин рассматривает ценности и ценностные ориентации в зависимости от специфики своего предмета. В философии анализируется гносеологическая сторона взаимодействия субъекта и объекта ценностного отношения, это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека
Социологический подход к проблеме ценностей и ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социальной системы, выполняющих по отношению к личности нормативные функции. В социологии личности предметом анализа являются распространенность конкретных ценностных ориентаций в массовом сознании и сила их мотивационного воздействия на поведение людей.
М. И. Бобнева, конкретизируя специфику социально-психологического и конкретно-социологического уровней исследования ценностных ориентаций, отмечает, что "...объектом обследования являются феномены