Ви є тут

Институализация неформальных практик в сфере высшего образования

Автор: 
Леонтьева Эльвира Октавьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
301162
179 грн
Додати в кошик

Вміст

V
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 4
Глава 1. Неформальные отношения как предмет междисциплинарного исследования: обзор традиции и теоретические рамки работы............................................................. 26
1.1. Рациональный подход: экономцентрическая интерпретация неформальных практик................................................. 26
1.2. Нормативный и политический подходы: неформальные отношения как проблема нормы и как проблема власти................... 41
1.3. Теоретические основания исследования: возможности институционального анализа для исследования неформальных отношений в
сфере образования................................................... 61
Глава 2. Неформальные практики и особенности их исследования в сфере высшего образования: терминологические проблемы .......................................................... 78
2.1. Неформальные явления как предмет социальной науки - к проблеме определения границ понятия................................... 78
2.2. Коррупция в системе неформальных практик: проблема разграничения понятий через анализ стереотипов восприятия коррупции в массовом сознании россиян.......................................... 92
2.3. Неформальное пространство - общие характеристики и попытка структурирования.................................................. 121
2.4. Коррупция в вузе как продолжение неформальных отношений на рыночной основе: использование личных связей с целью получения дохода............................................................ 140
2
Глава 3. Модернизацнонные процессы в высшем образовании и формирование системы неформальных правил в университетской среде...................................................... 156
3.1. Массовый спрос на высшее образование и его влияние на формирование неформальных институтов............................. 156
3.2. Стратегии обучения студентов в новых экономических условиях
и их влияние на рост активности неформальных практик............ 172
3.3. Формирование закрытой академической среды как фактор,
влияющий на активность неформальных коммуникаций в вузе 198
Глава 4. Неформальные практики в вузах: особенности сетевой организации и ролевые установки................................. 217
4.1. Неформальная практика опекунства и особенности её квалификации в неформальном пространстве вуза: сетевой аспект.......... 217
4.2. Неформальная практика опекунства: ролевой аспект........... 236
4.3. Практика «благодарностей» в вузе: ролевые особенности в открытых сетевых взаимодействиях................................ 246
4.4. Взяточничество как коррупционная практика: теневые сети в неформальном пространстве вуза..................................* 263
4.5. Особенности взаимодействий в коррупционных сетях: участники, ролевые комбинации и распределяемые ресурсы................. 273
Заключение...................................................... 299
Список литературы............................................... 305
Приложения...................................................... 325
3
для исхода сделки. Всеми решениями управляет «невидимая рука рынка», поэтому остальные различия стираются перед её всемогущей силой. Здравый расчёт и чёткое понимание своих интересов устраняют из сферы рыночных взаимодействий те проявления неформальности, которые не умножают пользу от сделки. Совершенная калькуляция и полнота информации наделяют субъект способностью различить сферу формальных правил, в которых происходят рыночные взаимодействия от неформального фона (informal background) и соответственно этому расставить приоритеты. Л раз так, то всё, что не работает на достижение цели, устраняется из сферы экономических отношений вообще как нерациональное. Таким образом, абсолютизация рационального агента в рамках классического и неоклассического подхода приводит к тому, что сфера неформальных отношений трактуется здесь как сфера нерыночных, неденежных (в терминах Рикардо ) интересов, которые в целом могут оказывать влияние на экономического человека, но не в состоянии принципиально изменить исход сделки.
Показательна в этом смысле попытка А. Маршалла преодолеть абстрактность и односторонность такого понимания рациональности. В знаменитых «Принципах экономической науки»4^ он несколько глав посвящает человеку, считая, что именно он, его желания, намерения, предпочтения представляют истинный интерес для экономической науки. Экономика не должна быть абстрактной и спекулятивной наукой, в которой изучаются только объективные безличные экономические законы — такой тезис проходит связующей нитью через всё произведение. Примечательным является даже особое отношение к читателю этого фундаментального труда: автор принципиально исключил из основного текста математические аргументы, формулы и графики, считая некорректным загромождать текст сложными для неподготовленного читателя сведениями. Работа создавалась для человека как работа
42 Маршалл А. Принципы экономической науки. Пер. с англ. [в 3-х т]. М.: Издательская группа «Процесс», 1993.
34
о человеке, поскольку «экономическая наука - это одновременно исследование богатства и часть исследования человека»4'. Получилось ли в действительности соединить образ живого человека и экономические законы? Ответ на этот вопрос должен стать ключом к интерпретации понятия рациональности и сущности неформальных отношений в концепции экономической науки Маршалла.
Исследование английского экономиста начинается с обращения к природе человека, что, казалось бы, готовит нас к положительному ответу па этот вопрос. Так, в 1 и 2 главах 1-й книги он уделяет пристальное внимание тем характеристикам человеческого поведения, которые представляют прямой интерес для экономической науки. Это подробный анализ потребностей, желаний, мотивов, побуждающих человека к действию и совершению выбора. Примечательно, что в этих сюжетах человек и отдалённо не напоминает расчётливого эгоиста, движимого стремлением к личной выгоде. Это сразу же было высоко оценено критикой, которая восприняла выход работы Маршалла как начало нового этапа в развитии экономической науки: «Возникла новая политическая экономия», «старая политическая экономия, эта зловещая наука, которая рассматривала индивидуального человека в качестве исключительно эгоистичного и жадного животного, государство лишь как мас-
44
су этих животных, ушла в прошлое» .
И действительно, автор «Принципов...» неустанно напоминает читателю о том, что экономика в той её части, которая посвящена исследованию человека, исходит из того понимания, что он живёт обычной жизнью, решает повседневные проблемы, радуется, страдает, воспитывает детей и т.д. Фрагменты произведения, посвящённые описанию такого человека «из плоти и крови»45, не оставляют без внимания психологические особенности поведения человека, его эмоциональную жизнь, сферу личного опыта. Казалось
43 Там же, С. 46.
44 Там же, С. 33.
45 Там же, С. 83.
35