Ви є тут

Исламский фактор в социальных процессах на Дальнем Востоке России

Автор: 
Шульженко Николай Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295316
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................3.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МУСУЛЬМАНСКОГО СООБЩЕСТВА..................................16.
§1.1. Факторы формирования и эволюции мусульманских общественных структур на Дальнем Востоке России.........................22.
§ 1.2. Особенности возрождения мусульманской инфраструктуры
Дальнего Востока в 1990-е гг...............................42.
§ 1.3. Специфика развития регионального мусульманского сообщества. Этнические миграционные процессы...........................61.
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕ ЛИГ ИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО
ЭКСТРЕМИЗМА...............................................77.
§ 2.1. Религиозный экстремизм и угрозы его проявления в условиях поликультурного Дальнего Востока...........................81.
§ 2.2. Специфика освещения проблемы региональных мусульманских сообществ в региональных СМИ..............................106.
§ 2.3. Межконфессиональный диалог как основа совершенствования взаимодействия социальных институтов общества с религиозными организациями.............................................121.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................145.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
150.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования. Накопив за свою историю огромнейшую систему разносторонних и полезных знаний, человечество, к сожалению, не смогло использовать этот фундаментальный багаж для создания надежного противодействия такой проблеме современной мировой цивилизации, как религиозному экстремизму, который при определенных социально-общественных и экономических условиях «срастался» с таким явлением, как терроризм, явлением, ставшим глобальной проблемой для всего человечества, в т.ч. и для Российской Федерации (Россия, РФ).
Особую актуальность эта проблема приобретает сегодня в условиях дальнейшей глобализации мирового сообщества и современного финансово-экономического кризиса, которые касаются и современной России. Глобализация несет в себе как позитивное начало, так и большую опасность. В условиях процессов глобализации, стирающей границы между государствами, все больше проявляется транснациональный характер «религиозного экстремизма (радикализма, фундаментализма) в худших его проявлениях» [390, с.5.].
Последнее для России имеет существенное значение в различных аспектах защиты национальных интересов и укрепления национальной безопасности, как в общегосударственном масштабе, так и в региональном.
Дальний Восток России (ДВ, ДВ России, ДФО, Дальневосточный Федеральный округ, Дальневосточный регион) - это особенный регион нашей страны. Его особенность обусловлена следующей спецификой:
- экономико-географической - регион береговой линией выходит к Северному Ледовитому и Тихому океанам, граничит с Соединенными Штатами Америки (США), Японией, Китайской Народной Республикой (КНР) и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР), что позволяет России входить в состав Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Территория Дальнего Востока России - 6,2 млн. кв. км. (около 36,4% территории РФ);
18
Продолжение табл. 1.
2. 2. 5.
Западная часть Северного Кавказа Отсутствие доминирующей этнической группы: кабардинцы (0,4 млн. чел), карачаи, балкарцы, черкесы, адыги (многие из которых являются христианами и язычниками); осетины (около 30% из них мусульмане). «Этнические мусульмане» - 58% население в Кабардино-Балкарии, 49% - в Карачаево-Черкесии, 25% - в Адыгеи. Западная часть Северного Кавказа
Мусульманское население в этнически русских регионах страны -1-2 млн. чел. Основные по численности группы татары, башкиры и азербайджанцы Возрастающую роль в них довольно часто играют слишком политизированные неофиты из числа русскоязычного населения
Не граждане России: * достоверные статистические данные отсутствуют; * всего около 5 млн. чел включая мусульман; * около 1 млн. чел проживает только в Москве. а) граждане бывшего СССР: азербайджанцы (2-205 млн. чел., включая граждан России, из них около 1,3 млн. чел в Москве), таджики. б) граждане других государств (около 0,7 млн. чел) афганцы, курды, арабы, мусульмане из африканских стран. Являются первоочередным источником поставки «теневой» рабочей (прежде всего дешевой) силы
При этом необходимо в дальнейшем понимать, что это не «самонровозглашение» и не авторское «первооткрытие», а нормальное научное определение (умма) принятое в религиоведении.
Данное определение дано в 1906 году великим мусульманским журналистом, общественным деятелем И. Гаспринским: « ... Российские
19
мусульмане — это этноконфессиональная общность в
составе Российской империи, включающая в себя как минимум мусульман Волго-Уральского региона, так и крымских татар, азербайджанцев, казахов, киргизов, узбеков, туркменов, таджиков, горцев Северного Кавказа, исповедующих ислам (основанная не этнической [национальной], а на конфессиональной самоидентификации» [334, с.38.].
Данная информация нам необходима для того, чтобы в дальнейшем правильно ориентироваться в этногеографическом составе мусульман, проживавших и живущих на территории Дальнего Востока России.
Но прежде чем перейти к рассмотрению интересующих вопросов данной главы, необходимо уточнить еще одно понятие «численность лиц веры магометанской (мусульманской)».
В процессе анализа различных источников (научных, исторических и статистических) по данному направлению, автор столкнулся проблемой точного определения истинного числа мусульман не только в интересующем нас регионе, но и в целом по стране. Цифры различных источников имеют существенные расхождения при их сопоставлении. Но для нас необходима правдивость информации, потому, что «... корректность оценки религиозной ситуации приобретает в этой связи особую важность, ... » [415, с.35.]. Объяснение этому простое, в Российской Федерации с 1937 г. (а РФ, как известно является правопреемницей СССР) прекратили использовать методики оценки конфессиональной принадлежности лиц, а проводимые позже Всесоюзные (1939, 1959, 1970, 1979 и 1989) и первая Всероссийская (РФ) 2002 года переписи не могут дать конкретного ответа, какое количество граждан в СССР и РФ можно считать «полноценными верующими » [247, с.7.].
Поэтому, мы будем исходить из объединенной точки зрения по исламскому вопросу таких специалистов как: Г.А. Витковская, Я.И. Здоровец, Р.Н. Ланда, A.B. Малашенко, A.A. Мухин, С.А. Панарина, P.A. Силантьев, С.Б Филатов и др. [268, с.57-59; 151, с.8; 224, с.41; 247, с.439; 369, с.605-612; 415, с.35-45.] что к исламским субъектам относятся все граждане, которые об этом заявили, или же ответы которых зафиксированы в различного рода