Ви є тут

Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества

Автор: 
Самыгин Петр Сергеевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2008
Артикул:
293653
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................4
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ COI ЩАЛЬНОЙ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ........................37
§ 1. Методологические аспекты изучения правовой социализации
учащейся молодежи в современной социологической литературе....39
§ 2. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях
социальной неопределенности: методологический конструкт
социологического исследования.................................64
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ КАК МАКРООБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ... 106 § 1. Политико-идеологический аспект российского «общества риска» в контексте его влияния на правовую социализацию учащейся молод ежи.... 107 § 2. Влияние рисков в правовой сфере российского общества на
процесс правовой социализации учащейся молодежи..............132
§ 3. Риски в социально-экономической сфере российского общества и
их влияние на социализацию учащейся молодежи.................159
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК
МАКРОСУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.............................................182
§ 1. Правовые ценности российской социокультурной традиции как
долговременный фактор правовой социализации учащейся молодежи 185
§ 2. Правовые ценности советского периода и специфика правовой социализации учащейся молодежи...............................202
3
§ 3. Правовые ценности в аксиологическом контексте современного российского общества и их влияние на правовую социализацию учащейся
молодежи......................................................224
ГЛАВА IV. ИНСТИТУТЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ
НЕ011РЕДЕЛЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА........................253
§ 1. Образование как институт правовой социализации учащейся
молодежи в России.............................................254
§ 2. Средства массовой информации как институт правовой
социализации учащейся молодежи в российском обществе..........270
§ 3. Семья как институт правовой социализации российской учащейся
молодежи......................................................283
ГЛАВА V. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ОПЫТ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................300
§ 1. Когнитивный аспект правового сознания учащейся молодежи в
условиях социальной неопределенности российского общества.....302
§ 2. Аксиологический аспект правового сознания учащейся молодежи в
условиях социальной неопределенности российского общества.....317
§ 3. Правовое поведение учащейся молодежи как результат ее правовой социализации в условиях социальной неопределенности российского
общества......................................................340
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................361
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................373
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................397
39
Однако именно такая форма социализации доминирует в обществе, находящемся в состоянии социальной неопределенности, в рамках которого действие базовых социальных институтов отличается неупорядоченностью и рассогласованностью. Подобный характер функционирования указанных институтов может способствовать стихийному усвоению молодежью базовых социальных норм и восприятию последней неправовых практик как нормальных принципов жизнедеятельности индивидов в рамках общества. Опираясь на данную гипотезу, автор в первой главе диссертационного исследования и ставил целыо рассмотреть основные методологические подходы к анализу социальной неопределенности в контексте теории «общества риска», а также создать методологический конструкт исследования правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности.
1.1. Методологические аспекты изучения правовой социализации учащейся молодежи в современной социологической литературе
Освоение индивидом правовой культуры общества, вхождение в нее рассматриваются через понятие правовой социализации. Это понятие производно от общесоциологической категории «социализация», используемой для обозначения процесса интеграции молодежи в общество, которая характеризуется включением ее основных групп во все сферы общественного производства, обретением ею социальной субъектности. Термин «социализация» - «процесс развития социальной природы человека» - впервые ввел в научный оборот Ф. Гиддингс. Первой собственно социологической концепцией социализации можно считать позитивистскую
г
концепцию Э. Дгаркгейма. В основе его методологии — два принципиальных положения:
40
1) общество мыслится классиком французской социологии как особая реальность, стоящая над индивидами и осуществляющая контроль над их действиями;
2) несоциализированную, импульсивную человеческую природу нужно сдерживать и контролировать силами общественной морали и угрозой наказания.
Согласно Дюркгейму, общество в лице своих институтов воспитания претворяет в жизнь идею единства дисциплины и морального долга, контролируя человеческие влияния и потребности. Социализированная личность, по мнению мыслителя, это личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя интересов общества. Общеизвестен и постоянно цитируется вывод Дюркгейма о том, что воспитание есть не что иное, как «методическая социализация молодого поколения». Исходя из этого, основная функция социализации, как процесса приобщения индивидов к идее «коллективного сознания», заключается в формировании однородности и целостности общества, гарантирующих его нормальную жизнедеятельность и, в то же время, отвечающих интересам индивида как части общества.
Суть позиции Э. Дюркгейма состоит в признании за обществом активного начала и приоритета его перед отдельным человеком. Необходимо отметить, что французский ученый и его последователи выступали за новое понимание сущности социализации и подчеркивали мысль о том, что процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интернализации общепринятых норм. В частности, Э. Дюркгейму принадлежит заслуга в развитии понимания общества как ценностно-нормативной системы. Правовые ценности и идеи, воплощаясь в социальных нормах, считал он, становятся инструментом социальной регуляции. При этом эффективность социальной регуляции зависит прежде