2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Социальная политика как основа управления социальными
процессами...............................................................16
1.2 Функционирование и развитие предприятия в условиях рынка как
инновационной системы...................................................30
1.3 Управление социально-трудовыми отношениями и социальная работа в условиях
крупного промышленного предприятия......................................42
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Место социального развития в системе организационных перемен современного предприятия..........................................................59
2.2 Роль корпоративной культуры в социальном развитии
предприятия..............................................................68
2.3 Формирование оптимальной социальной организации современного промышленного предприятия............................................78
2.4 Служба социального развития в организационной структуре промышленного предприятия..........................................................93
ГЛАВА 3. СЛУЖБА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РОССИЙСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Совершенствование организационного поведения работников................109
3.2 Формирование инновационного поведения работников.......................120
3.3 Социологический анализ кадровой политики в условиях предпринимательской корпоративной культуры..............................................138
3.4 Инновационная деятельность руководителя трудового коллектива.......... 152
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
4.1 Социальная защита работника как институциональная основа социальной работы...........................................................164
4.2 Социальная работа как наука и разновидность человеческой деятельности .180
3
4.3 Концептуальные основы социальной работы на предприятии......195
4.4 Социальные программы на российском предприятии..............204
ГЛАВА 5. ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ В
УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
5.1 Исследование социальных конфликтов в коллективе.............214
5.2 Динамика и социологический анализ трудовых конфликтов.......229
5.3 Социальное партнерство в разрешении трудовых конфликтов на предприятии и построение партнерских отношений в коллективе..............241
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................-..........................258
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................266
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ НАЧАЛЬНИКА ЦЕНТРА..........................292
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ............................................299
ПРИЛОЖЕНИЕ В. БИЗНЕС-ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
НИЗОВОГО И СРЕДНЕГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ.............................306
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ УЧАСТИИ ДОКТОРАНТА НА ОАО
«ЗСМК............................................................ 311
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПЕНСИОНЕРОВ ОАО «ЗСМК» (ФРАГМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГОРОДЕ КЕМЕРОВО И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»)..................................315
30
соответствующая трудовая деятельность.
1.2 Функционирование и развитие предприятия в условиях рынка как инновационной системы
В социологической литературе имеются различные точки зрения на природу, структуру, функции организаций (предприятий): экономические, институциональные, адаптационные и др. Все они имеют теоретикометодологическую значимость для анализа происходящих социальных процессов.
Большинство отечественных социологов выделяют следующие основные признаки организации:
1. Организация как искусственное объединение институционального характера обладает целевой природой, т.к. создается для реализации определенных целей.
2. Достижение цели обеспечивается членами организации благодаря распределению их по ролям и статусам. Поэтому социальная организация представляет собой взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые исполняются входящими в нее работниками. При этом социальные роли им предписаны социальными нормами и ценностями, принятыми в данной организации.
3. Организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Так возникают горизонтальные и вертикальные (иерархические) структуры. В последней из них четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы. Иерархичность построения организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.
4. Необходимость управляющей подсистемы вызвана потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных структур.
31
5. Управляющая подсистема создает свои специфические средства регулирования и контроля деятельности организации (в т.ч. институциональные или внутриорганизационные нормы, требования, которые создаются и поддерживаются особой властью и влиянием специальных институтов).
Аналогичное понимание сущности и природы организации наблюдается и у ведущих зарубежных исследователей. Так, согласно точке зрения Д.Марча и Г. Саймона [207], организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ с отлаженной системой координации внутри организации. В соответствии с концепцией Ч. Барнарда [309], организация представляет собой такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных 1рупп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью действий в процессе совместной трудовой деятельности. А. Этциони считает, что организации - это, прежде всего, социальные объединения людей, созданные для достижения конкретных целей [40].
Диссертант понимает под организацией совокупность индивидов, объединенных общими ценностными ориентациями, обшей целью и взаимодействующих на основе системы статусов и ролей.
Основными элементами социальной системы, которую представляет собой организация, являются индивиды, их связи, взаимодействия и отношения. В рамках социальной организации эти индивидуальные связи, взаимодействия и отношения не просто суммируются, а образуют новое системное качество. В научной литературе этот феномен получил название «синергетического эффекта».
Этот и подобные эффекты, связанные с социальными процессами, протекающими в организациях, являются предметом пристального изучения зарубежных ученых, в основном представителей школы социальных систем. Эта школа возникла как синтез и переосмысление положений классической
- Київ+380960830922