Ви є тут

Социокультурная детерминированность социально-экономических представлений современной российской молодежи

Автор: 
Солодова Галина Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация д-ра социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192392
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение. Общая характеристика исследования.........................6
Раздел I. Экономическая культура — социокультурный подход . .25 Глава 1. Общекультурные и религиозные основания экономической культуры: теоретическое обоснование.........................25
1.1. Возможные теоретические подходы к изучению социально-экономического развития России ......................... 25
1.2. Определение базовых понятий - культура и религия . 33
1.3. Понятие и элементы экономической культуры ............. 43
Глава 2. Экономическая культура — воспроизводство и изменение 54
2.1. Экономическая культура - системное видение .... 55
2.2. Понятие самовоспроизводства экономической культуры .59 Глава 3. Некоторые факторы, обусловившие особенности российской экономической культуры.....................................65
Основные выводы ............................................ 78
Раздел II. Социальное учение и социальная доктрина христианства — взгляд на экономическую культуру............................80
Глава 4. Религия и церковь как участники и регуляторы социальной и хозяйственной жизни общества............................80
4.1. Несовпадение и противоречивость религиозных взглядов80
4.2. Хозяйственные отношения — особая область
религиозно-этических отношений.....................................82
Глава 5. Христианское отношение к собственности ....... 86
5.1. Определение собственности ............................. 86
5.2. Причины появления собственности ....................... 87
5.3. Собственность как временное достояние человека . . 89
5.4. Функции и дисфункции наличия частной собственности .91
5.5. Охрана собственности .................................. 94
5.6. Обобществление имущества................................95
5.7. Русская социально-философская мысль о собственности 96
Основные выводы ........................................... 100
Глава 6. Христианство — отношение к богатству и бедности . . 102
2
6.1. Причины и способы обретения богатства ............... 104
6.2. Представление о бедности и ее следствия...........106
6.3. Относительность понятий богатства и бедности.
Критерии богатства и бедности ..................................... 110
6.4. Нищие духом............................................. 114
6.5. Бедность и богатство как критерии богоугодности . 115
6.6. Функции и возможности богатства ........................ 118
6.7. Опасности богатства .................................... 119
6.8. Несколько штрихов к особенностям российского отношения к богатству и бедности ............................. 121
Основные выводы ............................................. 127
Глава 7. Христианский взгляд на социальное неравенство и милостыню...........................................................129
7.1. Основные положения христианства о социальном неравенстве.........................................................130
7.2. Необходимость милостыни. Милостыня как закон . . . 135
7.3. Социальные и религиозные функции милостыни . . . . 138
7.4. Награждение за милостыню. Наказание за отказ в помощи ближнему ................................................... 139
7.5. О российском восприятии социального неравенства и милостыни...........................................................141
Основные выводы...............................................149
Глава 8. Христианское отношение к труду: опыт социологического видения .......................................................151
8.1. Значимость труда в жизни человека ................. 151
8.2. Функции труда............................................154
8.3. О праздности и лени......................................159
8.4. Некоторые особенности российского отношения
К труду.............................................................161
Основные выводы ............................................. 169
Раздел III. Эхономическая культура современной молодежи . . 170
Глава 9. Представления о богатстве. Отражение христианских взглядов на собственность и богатство в установках
3
к которой можно приспосабливаться, но вряд ли перспективно бороться... При этом подходе обязательно присутствует сопоставительный анализ изучаемых ценностей социальных групп, с одной стороны, и социокультурных характеристик общественного целого, с другой стороны» [Кирдина, Социокультурный...].
Социокультурный подход не отвергает формационное, историческое видение социального развития. Аккумулируя возможности разных дисциплин, он синтезирует новое объединяющее видение. Применительно к задачам настоящего исследования, а именно, доказательству социокультурной детерминированности экономической культуры использование социокультурного подхода предполагало принятие следующих положений:
1) опрашиваемые респонденты, обладающие определенным багажом экономической культуры, являются активными субъектами социальных взаимодействий, выстраивающими свои действия на основе и с учетом принятых в обществе ценностей и норм;
2) общество как совокупность индивидов, участвующих и взаимодействующих в социокультурных процессах и отношениях, обладает определенным набором показателей, характеризующих его экономическую культуру;
3) экономическая культура - как комплекс ценностей и норм, которые разделяют взаимодействующие индивиды, т.е. опрашиваемые респонденты, и общество в целом.
Выбранный подход позволяет рассматривать экономическую
культуру как синтез культурных, сугубо социальных и
индивидуальных проявлений общественной жизни. Принятие
неразрывности и взаимовлияния культуры, общества и личности, с
целью дальнейшего анализа, обусловливает обращение к системному
рассмотрению экономической культуры, при этом экономическая
культура интерпретируется как производная от культуры в целом,
которая, в свою очередь, в традиционном обществе в значительной
степени зависит от господствующих религиозных верований. В
дореволюционном российском обществе культура была неразрывно
связана с религией как определенным мировоззренческим восприятием
32
ным мировоззренческим восприятием мира, явно или скрыто регулирующим жизненные стратегии и повседневные практики большинства членов общества. Иначе говоря, понятия «экономическая культура», «культура» и «религия» не являются взаимно независимыми. Выделив в качестве основного тезис о двойном детерминировании экономической культуры - религией и культурой, попытаемся это содержательно раскрыть и аргументировать.
1.2. Определение базовых понятий — культура и религия
Понятие культуры, по числу работ, посвященных его определению, - одно из наиболее разработанных. Число определений давно перевалило за несколько сотен. Наиболее распространенным толкованием является включение в нее всей совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей истории. В этом случае понятие культуры практически совпадает с понятием общественного и рассматривается как продукт социальной жизнедеятельности общества, его составная часть.
Б. Малиновский представляет культуру «как наиболее широкий контекст человеческого поведения». Она «является интегральным целым, состоящим из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев». Обращаясь к «научному анализу культуры», Б. Малиновский отталкивается от понятий функции и института. На основе двух типов анализа - функционального и институционального, он определяет культуру как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов». Далее автор замечает, что «каждая культура обязана своей полнотой и самодостаточностью тому факту, что она удовлетворяет всему ряду базовых, инструментальных и интегративных потребностей... Культура должна пониматься как средство к достижению цели, то есть инструментально или функционально». С точки зрения экономики, будет «полезным не рассматривать экономического
33