ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................3
Раздел 1. Личность в различных моделях модернизации
как объект социологической науки....................12
Раздел 2. Влияние модернизации на организацию социальной
среды...............................................51
Раздел 3. Механизмы социальной адаптации личности к
условиям модернизации...............................83
Раздел 4. Региональные особенности реализации личностного потенциала в татарстанской модели социально-
экономической модернизации..........................119
Заключение..................................................152
Использованная литература .................................161
Приложения..................................................179
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная российская действительность находится в состоянии реального цивилизационного регресса и деиндустриализации1. Общую картину дополняют многочисленные факты дезорганизации социально-экономического пространства. Нынешнее положение отражает противоречивые изменения складывающейся российской реальности. Общество и экономика переживают глубокую внутреннюю трансформацию. Сегодняшняя реальность свидетельствует не только о системном кризисе российского общества, но и является примером формирования новой структуры и качественно иных отношений, сутью которых становится эволюционный путь от классического индустриального хозяйства, сложившегося в эпоху социализма, к новой социальной реальности, выражающей основные признаки эпохи постмодернизации.
Российская Федерация как субъект глобального процесса постмодернизации стремится с максимальной эффективностью реализовать свою фундаментальную специфику. Это осуществляется в ходе структурной перестройки различных отраслей народнохозяйственного комплекса, цель которой - включение его отраслей в мировую экономическую систему и попытка найти в ней своё место. Достижение провозглашенной цели происходит при игнорировании основной тенденции неосоциального развития, которое соотносит эффективность экономической деятельности с необходимостью определить место и роль человека как субъекта модернизации в трансформирующемся обществе. По-прежнему остается привлекательной концепция форсированного свсрхразви-тия, которая делает ставку на технологический прорыв, подготовленный значительными бюджетными вливаниями, мощью государственной машины и сверхчеловеческими усилиями. Вырисовываю гея контуры прежней мобилизационной сферы управления экономикой, которая продемонстрировала свою
1 Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе. Социол. исслед.- 1998,- № 6.- С. 3 -
12.
24
преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет - он неудачник”21. Человек, произведенный западным обществом, чувствует себя вещыо, зависимой от других внешних вещей. Современный труженик отчужден от своего труда. Отчужденность рождает пассивность. Теряется потребность в осознании своего “Я”.
Возможный выход из создавшегося положения заключается в том, что человек “должен покончить с ориентированной на рынок пассивной позицией, господствующей сегодня, и выбрать продуктивный путь. Он должен снова осознать себя, он должен стать способным любить и сделать свою деятельность конкретной и наполненной смыслом. Он должен выйти за пределы материалистической ориентации и подняться до уровня, где духовные ценности - любовь, истина и справедливость - действительно обретают для него высший смысл“22. 'Гаков путь, предложенный Фроммом. Возможен ли он? Вопрос остается открытым.
С таким человеком западная цивилизация вошла в полосу кризиса модернизации. Наступала новая эпоха. Во второй половине 80-х гг. завершается оформление концепции “модернизации в обход модернити“, т.е. модернизации при сохранении национальной культуры, без жесткого навязывания обществу западных ценностей (А. Абдель - Малек, А. Турен, М. Эйзенштадт и др.). Как отмечает А. Турен, реальный ход модернизации в последнее время опроверг либерально - рационалистический универсализм, согласно которому модернизация продвигается самим Разумом, наукой, технологией, путем развития системы образования и т. д. Одиако, на смену ему приходит не партикуляризм, т. е. вера в “особый” путь для каждой страны, а синтез универсализма и партикуляризма. Поиски такого синтеза становятся главной проблемой стратегии развития отдельных стран, в том числе и России, поскольку нарушение динамического равновесия между современностью и традиционностью ведет к неудаче
21 Там же. С.193.
22 Там же. С. 196.
25
преобразований и уже привело к острым социальным и иным конфликтам. По мнению А.Турена судьба мира зависит от того, будет ли наведен мост между разумом и культурами, современностью и национально - культурной инден-тичностью народов, между развитием как универсальной целью и культурой как ценностным выбором, экономическим развитием и социальными преобразованиями. Аналогичную мысль о необходимости примирить в мировом масштабе современную реальность и духовность высказал Ж.Атгапи. Э.Г'идденс подчеркивает, что “модернити” реорганизует собственность и пространство, что объясняет экспансионизм и выявляет яркую природу модерна социальной жизни в столкновениях с традиционно установленными обычаями (практиками) \ С приведенными суждениями трудно не согласиться.
Исторический опыт убедительно показат, что путь модернизации западноевропейских и североамериканских стран является образцом, на который следует ориентироваться государствам, стремящимся к достижению процветания и прогресса. Для стран, вставших на путь модернизации, имеются определенные модели перехода в новое качественное состояние. Существуют две основные модели модернизации: (1) вестернизация и (2) догоняющая или вторичная модель.
Вестернизация - это модель развития, предполагающая переход традиционных обществ к современным посредством прямого переноса структур, технологий и образа жизни западных обществ. В то же время вестернизация может быть частью не только модели модернизации, но и любой друз ой модели. Вестернизация отличается от вторичной модернизации тем, что заимствование западных образцов происходит по инициативе Запада, а его ценности навязываются силой. Вестернизация заканчивается, как правило, потерей национальной независимости.
Giddens, Anthony. Modernity and Self-Identity. Polity Press.- 1996.- P.21.
- Київ+380960830922