Ви є тут

Дети-сироты как социально уязвимая группа населения : На примере юго-восточного региона Республики Татарстан

Автор: 
Мингазова Алия Маратовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275462
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................3
ГЛАВА 1. Концептуальные основы анализа социального статуса сирот..19
1.1. Основные теоретические подходы к изучению дстей-сирот........19
1.2. Место детей-сирот как социально уязвимой группы в ряду социально
зависимых категорий детей.........................................43
ГЛАВА 2. Формы и направления воздействия российского государства и общества на детей-сирот...........................................67
2.1. Этапы и тенденции государственной политики в отношении сирот.67
2.2. Современные каналы социального воспроизводства и социальной
реабилитации сиротства............................................88
ГЛАВА 3. Социальное положение детей-сирот в детских домах постсоветского российского общества..............................111
3.1. Особенности социализации детей-сирот в детских домах........111
3.2. Создание стартовых возможностей для социальной адаптации
воспитанников детских домов юго-востока РТ.......................132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................154
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................161
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
<*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема социального сиротства является одной из острейших, массовых и социально опасных в России. С каждым годом все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1998 г. было 620,1 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, то в 1999 г. их количество составило 638,2 тыс., в 2000 г. -662,8 тыс., в 2001 г. - 685,2 тыс., а в 2003 г. - уже 700,9 тысЛ Это даже превы-% шает абсолютные цифры данного показателя в период после Великой Отечест-
венной войны, несмотря на превышение количества жителей СССР в то время над численностью населения современной России и на гибель на войне миллионов отцов и матерей: по официальной статистике, в послевоенные годы насчитывалось 678 тысяч детей-сирот. В настоящее время их численность составляет около 2,5% от общего числа несовершеннолетних. Этот показатель не включает беспризорных детей, поскольку сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство, занимающееся ими (МВД, министерства образования и науки, здравоохранения и социального развития), не имеет точных данных об их количестве. Оценки числа беспризорных детей в нашей стране колеблются в пре-9 делах от 2 до 5 млн. человек (при общем числе детей в России около 30 мил-
лионов). Большая часть беспризорников уходит из неблагополучных семей, где родители о них не заботятся, следовательно, эти дети относятся к категории социальных сирот.
Беспризорные и безнадзорные дети, являясь так называемой «группами риска», не имея средств к существованию, изыскивают последние доступным для себя и не всегда законным путем. И как следствие, прежде всего эта группа детей постоянно пополняет ряды несовершеннолетних преступников, вовлекается в криминалитет, в чем, в первую очередь, и состоит социальная опасность
1 О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год/ Министерство труда и социального развития РФ. - М., 2002. - С. 15.
20
ли, поэтому в биологическом смысле дети были всегда, но как отдельная социальная группа детей в предшествующие современности эпохи, как это ни парадоксально, не выделялась.
Детство - это общественное изобретение, имеющее собственный путь развития. Большую часть человеческой истории составляли эпохи, когда детство и его отдельные периоды в становлении человека почти или совсем отсутствовали, и после младенчества к ребенку предъявлялись почти те же требования, что и ко взрослым. На заре человеческой истории дети равноправно включались в коллективы взрослых, совместно участвовали в производительном труде. Эту ситуацию В.Т.Кудрявцев и Г.К.Уразалиева характеризуют термином «квазидетство»'. Однако усложнение содержания и форм трудовой деятельности (прежде всего - орудий труда) сделало невозможным полноценное участие детей в ее осуществлении. Естественное возрастно-половое разделение труда сменяется общественным, имеющим сложный и разветвленный характер. Эта историческая метаморфоза и привела к выделению мира детства из мира взрослости. Детство становится особым периодом жизни, специально отведенным для общей ориентации в сложно организованном мире человеческой деятельности2.
Интерес к детству и само понятие детства в современной интерпретации практически отсутствовали и в средневековье. Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. В силу низкой средней продолжительности жизни в средневековье детей и юношей относили к взрослому обществу.
Отнесение «открытия детства» к строго определенному историческому периоду, по словам И.С.Кона, вызывает сомнения и возражения. Тем не менее, все историки согласны с тем, что Новое время, особенно ХУИ-ХУШ вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах жизни, более четким хронологическим и содержательным разделе-
1 См.: Кудрявцев В.Т., Уразалисва Г.К. Культурно-образовательный статус детства // Социол. исслед.. - 2000. -264.-С.59.
2 Указ.соч.-С.бО.
21
нием детского и взрослого миров1. Это требует выявления господствующего в разные эпохи отношения к ребенку, проявляющегося в неодинаковых «образах ребенка», формирующихся в определенной культуре.
В пределах одной и той же европейской культурной традиции выделяются несколько различных образов ребенка:
1) традиционный христианский взгляд, в соответствии с которым новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли, подчинением родителям и духовным пастырям, господствовал в средние века (А.Блаженный2, Ф.Аквинский3);
2) утопически-гуманистическин взгляд, что ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества, - порождение гуманизма эпохи Возрождения и Просвещения (Ж.-Ж.Руссо4);
3) точка зрения социально-педагогического детерминизма, согласно которой ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу присуща раннему либерализму (М.Монтень, Д.Дидро5). Согласно Дж.Локку, человек приходит в этот мир без «врожденных идей», подобно чистому листу бумаги (tabula rasa), на которой общество или воспитатель могут написать что угодно6;
4) точка зрения природного детерминизма, согласно которой характер и возможности ребенка предопределены до его рождения, родившись в период феодализма (хотя подобные высказывания встречались еще на Древнем Востоке (Конфуций') и в Древней Греции), в видоизмененной форме прослеживается и в период Просвещения, и даже в наше время.
' Кои И.С. Социологическая психология / И.С.Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО«МОДЭК», 1999. -С.433.
2 См.: Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р.В.Свстлова, ВЛ.Селивесгрова. - СПб., 2002. -С.490
3 См.: Фома Аквинский: Сочинения / Ф.Аквннскнй; сост., перевод с лат., вводи, стат. И коммент. А.В.Апполонова. - М.: Еднторнал УРСС, 2002.-С. 175.
4 Руссо Ж.-Ж. Сочинения / Ж.-Ж.Руссо; пер. с фр. Н.И.Кареев и др.; сост. и ред. Т.Г.Тетеиькина. - Калининград: Янтар. сказ, 2001.
5 См.: Монтснь М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. Кн.1 / М.Монтень. - М., 1979; Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвсиия «О человеке» // Сочинения: В 2 т. Т.2. / Д.Дидро. - М., 1995.
6 См.: Локк Дж. Опыт о человеческом разуме / ДжЛокк // Избранные философские произведения: В 2-х т. Т. I. М.. 1960.-С. 154.
7 См.: Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока'Т.В.Панфилова. - М.: Знание, 1991 -64 с.