Ви є тут

Социальное неравенство в системе высшего образования советского и постсоветского российского общества

Автор: 
Ханнанова Диляра Хатиповна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2005
Артикул:
192697
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........:............................3
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ НЕРАВЕНСТВА В ОБРАЗОВАНИИ.................................15
Раздел 2. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА...................56
Раздел 3. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................157
БИБЛИОГРАФИЯ.................................163
ПРИЛОЖЕНИЕ
177
*
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Справедливый доступ к
образованию выражается в минимизации зависимости возможностей поступления в образовательное учреждение от социального происхождения и в максимизации зависимости от способностей и усилий учащихся. Всеобщее право на образование, декларируемое Конституцией РФ, согласно которой каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении1, на самом деле выступает формальным юридическое правом, которое не подтверждается реальной практикой, вследствие неравных возможностей при поступлении в вуз и является фактическим проявлением социального неравенства в системе высшего образования.
В результате масштабных социально-экономических, социально-политических преобразований в постсоветском российском обществе наблюдается процесс углубления социального неравенства. В советском обществе социальный состав обучавшихся студентов постоянно контролировался со стороны государства, согласно идеологической цели -борьбе за «социальную однородность общества», что способствовало постоянному воспроизводству социального неравенства при поступлении в вуз. Сегодня социальное неравенство в системе высшего образования проявляется в лишении возможности большинства молодых людей в приобретении качественного профессионального образования и, следовательно, оно становится основой для формирования новых экономических классов, страт и слоев. Очевидно, что высокий уровень образования населения увеличивает экономический потенциал всего общества и способствует благосостоянию людей, повышению их социального статуса. С одной стороны, статистика
’ Конституция РФ: офиц. текст. - Казань, 2002. - С. 15.
Ф
16
становится социальной проблемой, которая в итоге сводится к проблеме социального неравенства.
Проблема равенства неизменно оказывается связанной с системой образования в силу выполняемых им функций. Важна справедливость реального распределения потенциальных возможностей, предоставляемых обществом в области образования - возможностей учиться, получать знания, квалификацию. Образование, специальность, квалификация - ценности не только понятийные, но и инструментальные, это способ достижения целей, капитал для инвестирования в жизненную карьеру. Получение этих возможностей в системе образования в значительной степени обуславливает социальную мобильность, открывает доступ в дальнейшем к другим общественным благам.1
В современном обществе высшая школа рассматривается как необходимое условие социального прогресса, следовательно, и реформа образовательной системы состоит в ее глубокой демократизации. Такое реформирование системы высшего образования предопределяет переход общества на качественно новый, демократический уровень науки, образования и культуры. Этим всецело обеспечивается социально-экономическое и политическое развитие различных стран.
Своевременное выявление и анализ противоречий в образовательной системе важны для определения концептуальных основ неравенства и в системе высшего образования Российской Федерации.
Известно, что та или иная концепция образования в ходе эволюционного развития образовательной системы в одной стране или в ряде стран, не во всем и не всегда содействуют прогрессу образования. Даже наилучшие концепции со временем становятся заметным тормозом и уступают место новым, либо модифицируются. Но и на этом этапе они продолжают накладывать свой
1 Колетактиновский Д.Л. Динамика неравенства. - М..1999.-С.З.
17
отпечаток на дальнейшее развитие, приводя к большим разногласиям между установившимися требованиями концепции и реальными потребностями общества.
Парадигмы образования определяют сложившуюся к настоящему моменту концептуальную модель функционирования высшей школы. Но в настоящее время система высшей школы, как в России, так и в мире в целом, переживает переходное состояние. Международное сообщество находится на пороге создания новой парадигмы высшей школы, когда идет активный поиск различных форм ее функционирования, определения целей, задач, которые высшая школа должна решать на современном этапе.
В переломные моменты исторических эпох, когда изменяются привычные условия существования, падает жизнеспособность сложившихся подсистем социальной сферы, каковыми являются и образование, и наука, необходим анализ уже сложившихся классических подходов (парадигм) к пониманию проблем высшего образования.
Т.Кун в своей работе "Структура научных революций", размышляя о социальных науках, определяет понятие парадигмы. Парадигма составляет совокупность научных всеобще известных открытий, которые в течение некоторого периода времени совершаются группой исследователей, и которые отождествляются с этими открытиями, проблемами и типами их решений. Кун утверждает, что парадигма - это совокупность убеждений, известных ценностей и знаний, которые объединяют членов одной группы. Парадигма объединяет теории посредством методологии, образов мысли, убеждений и ценностей. Парадигма как смысловая конструкция служит интеграции и расколу системы знания, выводя из них общее и особенное для интерпретации. Понятие парадигмы означает совокупность логически взаимосвязанных понятий, суждений, проблем и аналитических подходов, лежащих в основе любой теории. В качестве синонима слова «парадигма» могут использоваться и такие