Ви є тут

Социальные проблемы становления и развития негосударственного высшего образования в современной России : региональный аспект

Автор: 
Халилова Наиля Рамильевна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
192419
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3-14
Глава 1. Система негосударственного высшего образования в едином образовательном пространстве современной России 15-93
§1.1. Образование как социальный институт: сущность и теоретикометодологические основания изучения 15-46
§1.2. Социальные причины возникновения и особенности развития негосударственной высшей школы в стране и регионе 46- 67
§1.3. Модернизация системы образования в современной России и место негосударственных вузов в этом процессе 67-93
Глава 2. Социальные проблемы развития негосударственного высшего образования 94169
§2.1. Качество образования как одна из главных социальных задач вуза 94-124
§2.2. Преподаватели и студенты негосударственных вузов: проблемы взаимодействия 125-142
§2.3. Межвузовская интеграция и пути развития негосударственного высшего образования 142-169
Заключение 170-174
Список источников 175-191
Приложение 195-199
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах жизни, в деятельности всех социальных институтов. Естественно, что в стороне от этих изменений ие может оставаться такой важный социальный институт как образование. Демократизация общественных процессов, социально-экономическое реформирование, переход к рынку в начале 90-х годов XX в. привели к росту образовательных потребностей и, как следствие, к увеличению спроса на количество и качество образовательных услуг со стороны различных слоев населения, которые существовавшая в то время государственная система образования удовлетворить в полной мере не могла.
Рост потребности в образовании был обусловлен целым рядом обстоятельств. Формирующиеся рыночные отношения вызвали к жизни новые виды профессиональной деятельности и, прежде всего, в непроизводственной сфере, что привело к необходимости получения соответствующей подготовки. Имеющиеся государственные учебные заведения не всегда располагали такими возможностями. Более того, в первой половине 90-х годов XX в. эти учреждения испытывали острые финансовые затруднения и, решая вопросы выживания, не имели достаточного потенциала для расширения объема предоставляемых образовательных услуг. Особенно в критическом положении оказались учебные заведения начального и среднего профессионального образования, большая часть которых прекратила свое существование, либо в последствии была реорганизована в лицеи и колледжи.
Существенно возрос спрос и на получение высшего профессионального образования, что было связано с изменением ценностных ориентаций населения, ростом социального престижа высшей школы, со стремлением молодых людей приобрести более высокие статусные ПОЗИЦИИ в обществе. Но имеющихся в те годы в государственных вузах бюджетных вакансий было недостаточно. Возникшее противоречие явилось одной из
В целом, понятие социальный институт вводится для исследования общественных образований, обеспечивающих интеграцию индивидов в общество, сохранение и передачу культуры, социальных ценностей и социального порядка.
Внутри социальной системы, т.е. общества, социальные институты выполняют две важнейшие для стабильной жизнедеятельности функции. Во-первых, способствуют социализации и интеграции новых поколений в общество, т.е. создают необходимую для развития социальной системы преемственность. И, во-вторых, обеспечивают необходимый для каждой социальной системы уровень социального контроля за деятельностью и направленностью поведения членов общества, сохраняя и поддерживая тем самым упорядоченность сложившихся общественных отношений.
Таким образом, социальный институт представляет собой устойчивую форму организации социальной жизни, регулирования общественных отношений, обеспеченную людскими и материальными ресурсами и направленную на осуществление определенной социальной функции.
Понятие социального института неразрывно связано с понятием «социальная проблема». Его развитие обуславливается разрешением возникающих внутри него противоречий. В целом, «проблема» в научной литературе понимается как задача или вопросы, подготовленные к разрешению, противоречивая ситуация.1 Под социальной проблемой будем понимать разновидность социального противоречия, имеющее социальные причины и существенное позитивное социальное значение в случае его разрешения или минимизации.
Обратимся теперь к понятию «образование». Данное понятие по-разному употребляется в научной литературе и имеет неоднозначное толкование, что часто служит источником недоразумений и дискуссий. В одних случаях под образованием понимается, прежде всего, процесс
1 См.: Краткий словарь по социологии/ Авт.-сост. П.Д.Павленок.- М.: ИНФРА-М, 2000; Философский энциклопедический словарь/ Ред.-сост. Е.Ф.Губским и др.- М.: ИНФРА-М, 2003.
приобретения знаний, в других - результат этого процесса, то есть совокупность систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений, а нередко - и процесс, и результат вместе. Иногда содержание понятия «образование» толкуется расширительно, как любое сознательное или неосознанное восприятие и передача культурного содержания. Поэтому в данном случае все социокультурные факторы, воздействующие на человека, считаются образовательными.1
Таким образом, в самом широком смысле под образованием можно понимать весь процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на некоторые «идеальные образы» -исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Так, например, классик философской антропологии Макс Шелер считал, что образование - это не «учебная подготовка к чему-то»: к профессии, специальности, ко «всякого рода производительности», а образование - это «предназначение». Образованием становится образовательное знание, «полностью переваренное и полностью усвоенное, ставшее жизнью и функцией. Это - совершенно готовое, ставшее «второй натурой», полностью подходящее к конкретной задаче и требованию момента знание, - облегающее нас. как естественный кожный покров».2 В таком смысле образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов.
В отечественной литературе понятие «образование» часто также трактовалось очень расширительно, как синоним слова «просвещение».
Столь разнообразное прочтение понятия «образование» обусловлено объективной сложностью и многогранностью определяемого предмета. Исследователи, выделяя для рассмотрения те или иные отдельные его аспекты, дают определения, которые отвечают конкретным познавательным задачам. Этим и обусловлено большое количество разных дефиниций.
1 Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании.- С. 13. ' Шелер М. Формы знания и образования // Человек. 1992. №5.- С.64-67.
19