Ви є тут

Социальные основания реализации языковых прав коренных малочисленных народов Севера в системе образования : на примере Республики Саха (Якутия)

Автор: 
Местникова Акулина Егоровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300029
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
1.1. Теоретические основы исследования языкового планирования как социальной сферы реализации языковых прав.......................13
1.2. Сферы реализации языковых прав коренных малочисленных народов..37
1.3. Социальное планирование реализации языковых прав коренных малочисленных народов в сфере образования.......................50
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА
2.1. Социолингвистическая ситуация в полиэтническом регионе.....78
2.2. Особенности реализации языковых прав в системе
гюлилингвистического образования...............................105
2.3. Социальные аспекты языковых установок учащейся молодежи...121
Заключение....................................................146
Список использованной литературы...............................151
Приложения....................................................178
2
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Язык является важнейшим механизмом социального существования и взаимодействия людей. Языковая политика государства оказывает существенное влияние на языковые установки, ценности и поведение людей в процессе трансформации национальной идентичности и самоопределения народов.
Языковыми правами наделяются все народы, но их значимость наиболее актуализируется в отношении коренных малочисленных народов, поскольку в многонациональных обществах миноритарные языки находятся под угрозой возможного исчезновения, что фактически приводит к утере этнической идентичности их носителей.
Изменения в социально-политической, экономической и духовной сферах жизни трансформирующейся России в постсоветский период способствовали актуализации национально-культурных факторов, в контексте которых язык выступает не только как приоритетный признак этнической идентичности, но и как важнейшее условие консолидации этносов в многонациональном обществе. Рост национального самосознания народов вызвал «эффект мобилизованного лингвизма», выражающийся в стремлении к сохранению и развитию языков коренных народов и национальных меньшинств.
Основное внимание в языковом регулировании уделяется образованию подрастающего поколения, так как именно в этой сфере формируются языковая компетенция и социокультурная идентичность личности. Языковые аспекты в образовании являются определяющими в формировании этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера и отражают состояние реализации их прав.
Б Республике Саха (Якутия) проживают представители более 140 народов, среди них коренными малочисленными народами Севера являются эвены, эвенки, юкагиры, долганы и чукчи, языки которых относятся к
3
названий, что обеспечило правовую защиту интересов еще 30 тыс. человек-: (алюторцы, камчадалы, кереки, кумандинцы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тубалары, тувинцы-тоджинцы, челканцы, чулымцы).
Формально под понятие законодательной защиты подпадают 47 языков* и диалектов, в той или иной мере используемых коренными малочисленными народами. В реальности обеспечение поддержки этих языков осуществляется» выборочно, прежде всего, в тех условиях, где существуют соответствующие возможности, и имеется желание самих аборигенов [197].
Язык, как один из основных компонентов этнической культуры, .играет важную роль- в: сохранении этноса; его национальной самобытности и идентичности. Посредством языка, из поколения в. поколения* передается! богатейший материально-хозяйственный, культурный и нравственный опыт. К.Д. Ушинский, размышляя* над тем, какое огромное значение имеет язык в жизни и развитии человеческого, общества,, писал:. «Природа, страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось ' бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка» [200, с. 34].
В современный период демократизации общества и роста национального самосознания становится очевидной прежде всего связь языка и культуры, вызвавшая актуализацию этноязыковых и социолингвистических проблем в условиях трансформации общества. Благодаря провозглашению и международной поддержке культурного и языкового разнообразия человечества в многонациональном государстве язык любого этноса, даже, самого малочисленного, стал представлять собой уникальную культурную ценность, требующую всемерной защиты и сохранения. «Гуманистические взгляды привели -к утверждению того, что французы называют le droit a la difference, то есть «право на различие», право быть не такими, как другие, право говорить на своем языке, жить в соответствии с традициями своей культуры» [81, с. 104]. И при этом очень важно, «чтобы язык не только не превращался в средство самоотчуждения и
19
самоизоляции народа, в орудие борьбы в межнациональных конфликтах, но, напротив, служил бы единению народов, лучшему взаимопониманию» [163, с. 35]. Именно поэтому сегодня огромное значение придается социальным функциям языковой политики, способствующей установлению межэтнической толерантности в обществе, сохранению и развитию социокультурного функционирования языков.
Этноязыковая правовая политика дифференцирует языки в зависимости от общественных функций, выделяя язык - макропосредник, выполняющий функции межнационального и международного общения; региональный язык - государственный для данного государства, местный язык - язык национального меньшинства в многонациональном государстве; ритуальный язык или культовый язык религии. Приоритеты языковой правовой политики должны включать мероприятия, направленные на устранение противоречий между сохранением самобытности, и способностью к адаптации в новых социокультурных условиях, защитой языковой самобытности и этнолингвистическим сепаратизмом, противодействием культурной ассимиляции в процессах глобализации и этнокультурным изоляционизмом.
Изучение российской научной литературы по проблемам языковой политики обнаруживает исторические особенности толкования понятия «языковая политика». Начиная с 20-х годов прошлого столетия, данный термин подразумевал по своему содержанию большой круг важнейших проблем и конкретных попыток сознательного, целесообразного руководства социальной и речевой деятельностью. Несколько позже появился термин «языковое строительство», под которым понималось то же, что и «языковая политика», а именно целенаправленное вмешательство общества с помощью ученых - специалистов в стихийный процесс языкового развития и организованное руководство данным процессом.
По мнению В.А. Аврорина, «научно обоснованная и целенаправленная языковая линия управления со стороны общества (его классов, партии и