Ви є тут

Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества

Автор: 
Суханова Ксения Леонидовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299045
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.............................................16
§1. Формирование концепции социально-ответственного бизнеса........16
§2. Содержание концепции социально ответственного бизнеса..........31
§3. Институционализация концепции социально ответственного бизнеса.49
§4. Реструктуризация предприятий как практика социальной ответственности. 61 ГЛАВА II. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.........................................81
§1. Особенности реализации концепции социально ответственного бизнеса в
России.............................................................81
§2. Пути формирования идеологии и практики социальной ответственности отечественного бизнеса..........................................102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
122
133
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Среди основных тенденций развития современного общества одно из главных мест занимают те, которые связаны с переходом ряда функций, традиционно реализуемых социальным государством, к крупному бизнесу. Особенно явственно эти тенденции прослеживаются с начала 1990-х годов. С одной стороны, общество в экономически развитых странах стало предъявлять более высокие требования к социальной ответственности корпораций. С другой стороны, и сами представители бизнеса пришли к необходимости признания и выполнения этих требований. В силу ряда объективных условий, определивших состояние современного общества, социальная ответственность бизнеса стала одним из факторов конкурентоспособности компании.
Особое значение приобретает социальная ответственность бизнеса в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Если в период экономического подъема многие компании рассматривали социально ответственную политику как экономически выгодный способ инвестирования в собственный имидж, то в новых условиях чисто экономическая эффективность такого инвестирования становится, как минимум, сомнительной. Это выдвигает на первый план социальные аспекты ответственности бизнеса перед обществом.
Актуальность разработки концепции социально ответственного бизнеса резко возрастает в условиях мирового экономического кризиса, когда одной из доминирующих тенденций развития производства становится тенденция массовой реструктуризации предприятий, которая в полной мере проявились и в российской экономике. Глобализация лишила отечественных производителей надежды защититься от мировой конкуренции национальными границами. Для того, чтобы выжить в современных условиях, они были вынуждены либо трансформироваться в компании международного класса, либо сворачивать производственные мощности и выводить финансовые активы.
14
социальных ожиданий населения по отношению к государству; 2) несформнрованность общественного запроса на социальную ответственность бизнеса; 3) высокая степень объективной зависимости бизнеса от государства и местных органов власти.
5. Концепция социально ответственного бизнеса в нашей стране пока еще в недостаточной степени проявляет присущие ей консолидирующие и глобализирующие функции, не служит объединяющим началом для представителей всех уровней отечественного бизнеса. Социальная ответственность российского бизнеса имеет во многом «этатистскую» природу. Главным «локомотивом» в реализации программ социально ответственного бизнеса выступает государство и местные органы власти.
6. В основе деятельности российских предприятий в современных условиях должны лежать не только западные модели социально ответственного бизнеса, но и принцип синергетического взаимодействия бизнеса с государственной и муниципальной властью, отражающий специфику российской социально-экономической среды и управленческих традиций.
Теоретическое и практическое значение диссертации определяется
научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ес основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социальной
ответственности бизнеса, при разработке планов социального развития бизнес-структур, формировании управленческих методик взаимодействия бизнес-структур с органами власти и общественностью.
Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике, при чтении курсов по истории и теории социологии, экономической социологии, социологии управления.
15
Апробация результатов исследования
Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Отдельные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003», «Ломоносов-2004», «Ломоносов-2005», «Ломоносов-2008», а также в публикациях автора по теме исследования в научных журналах.
Структура диссертационной работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.