Ви є тут

Фактор полилингвизма в профессионально-отраслевой динамике современных менеджеров

Автор: 
Хиневич Евгения Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302052
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССДЕДОВА1ГИЮ ПОЛИЛИНГВИЗМА....................................................24
1.1. Социологическая специфика понятия «полилингвизм»............24
1.2. Состояние полилингвизма в современном образовании менеджера.50
Глава 2 ПОЛИЛИН1 ВИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ
профессионально-отраслевой динамики современных
МЕНЕДЖЕРОВ...................................................78
2.1. Социологические критерии успешности полилингвального менеджера 78
2.2. Лингвострановедческие параметры профессионально-отраслевой динамики
российского менеджера.......................................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................140
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Современное общество характеризуется усиливающейся профессионально-отраслевой динамикой занятого населения. Активно развивающиеся рынки труда, как в масштабах планеты, так и локальные, предъявляют к современным представителям профессиональной группы менеджеров все более специфичные требования в отношении полилингвальной компетентности.
Согласно социологическим данным, около 70% населения земного шара в той или иной степени владеет двумя и более языками1, что накладывает дополнительные обязательства на работников, обеспечивающих интернациональные профессиональные коммуникации. Важность
полилингвизма подтверждается позицией Евросоюза, который стимулирует распространение этого явления среди жителей разных стран в целях не только обеспечения взаимопонимания, но и развития толерантного отношения к языковому и культурному разнообразию2.
Развитие конкретной организации, региона, страны во многом
обусловлено способностью менеджеров производить, получать, обрабатывать,
эффективно использовать информацию, не ограниченную географическими, политическими, социальными, культурными, языковыми границами. Проблемы взаимосвязи языка и общества привлекают внимание исследователей разных стран, представляющих различные научные направления: философию,
историю, биологию, лингвистику, теологию, педагогику, психологию и др. В данном исследовании актуализируется социологический подход к
исследованию полилингвизма в контексте профессионально-отраслевой динамики менеджеров, нацеленный на изучение социальных детерминант формирования полилингвизма как средства профессионального общения
1 Beacco, J-C., Byram, М. Guide for Development of Language Education Policies in Europe From Linguistic Diversity to Plurilingual Education [Text] / J-C. Beacco, M. Byram. - Spt.: Language Policy Division, Council of Europe, 2002. - P. 43.
2 Europe: the official website of European Union. International Institute for Labour Studies, 2006, http: //europa.eu.
3
успешного осуществления профессиональной межъязыковой коммуникации один субъект взаимодействия должен обладать способностью войти в положение другого субъекта, которому адресована коммуникация.
Исследование основано на теоретических моделях глобализации: модели
глобальной социальности Р. Робертсона^6 и модели детерриториализации
1
социального А. Аппадураи . Изучение проблем полилингвизма опирается на разрабатываемый в настоящее время Д.В. Ивановым подход, согласно которому становление профессиональной группы менеджеров происходит в условиях информационного общества, в котором социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз», когда определяющим фактором социальной дифференциации становится не собственность, а уровень знаний158.
В исследовании автор опирался на положения, сформулированные 10. Хабермасом в теории коммуникативного действия, направленного на достижение взаимопонимания и консенсуса взаимодействующих людей159. При написании работы использована теория поли лингвальной компетентности специалистов С.М. Федюниной160 и концепция моделирования социальнолингвистических процессов Л.С. Шишкиной-Ярмоленко161.
Изучение профессиональной группы менеджеров основывается на теории внутрипрофессиональной стратификации П.А. Сорокина162 и теории динамики и трансформации профессиональных групп В.А. Мансурова163.
156 Robertson, R.T. The Three Waves of Globalization: Looking Back; Looking Foreward [Text] - New York: Zed Books, 2003. - 312 p.
157 Appadurai, A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization [Text] / A. Appadurai. Minneapolis, 1996. — 249 p.
l5h Иванов, Д.В. Виртуализация общества [Текст] / Д.В. Иванов. - СПб., 2002. - 224 с.
is‘; Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас; Пер. с нем.
под ред. Д. В. Скляднева. - СПб.: 11аука, 2000. - 380 с.
160 Федюнина, С.М. Мул ьти культура л изм в высшем образовании: контексты интеграции [Текст] / С.М. Федюнина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2007. -№3(55).-С. 20-23.
161 Шишкина-Ярмоленко, Л.С. Моделирование социальных процессов и язык [Текст] / JI.C. Шишкина-Ярмоленко // Вестник СПбГУ. - 1994. Серия 2, Выпуск 1. - С.48-58.
162 Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин. Общ. ред. А.Ю. Согомонов. - М.: Политиздат, 1992.-543 с.
163 Профессиональные группы: динамика и трансформация [Текст] / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: ИС РАН, 2009.-419 с.
16
В работе использована методология исследования социально-экономических и социально-политических процессов Л.М. Путиловой164.
На формирование методологической основы диссертационного исследования, разработку его стратегий оказали влияние труды по общей методологии исследований Л.Я. Дятченко165, В.А. Ядова166, В.Н. Ярской167.
В работе использованы методы системного и функционального анализа, сравнения, обобщения и сбора эмпирических данных (анкетирование, экспертное интервью, контент-анализ). Обработка первичной социологической информации осуществлялась путем использования пакета программ SPSS for Windows, применения метода «комментированные первичные тексты», составления специальных таблиц.
Эмпирическая база исследования представлена социологическими исследованиями, проведенными диссертантом. Научная работа сочетает
ц
количественные и качественные стратегии.
Количественная стратегия предопределила метод получения информации - анкетный опрос. Во-первых, с использованием целевой выборки проведено анкетирование студентов, обучающихся на дневном отделении высших учебных заведений России и Германии, ведущих профессиональную» подготовку менеджеров (965 респондентов, апрель 2009 г.). Во-вторых, с использованием целевой выборки реализован анкетный опрос менеджеров-практиков из России и Германии (661 респондент, май 2009 г.). При обработке количественных эмпирических данных использовался пакет программ SPSS for Windows.
Качественная стратегия реализована с использованием метода экспертного интервью. В июне 2009 г. - мае 2010 г. с использованием целевой
164 Путилова, Л.М. Метафизика самоидентификации России в синергетической парадигме евразийского менталитета //Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпох)' [Текст]: Монография. Т.1. - М.: Экслибрис-Пресс, 2009.-480 с.
165 Дятченко, Л.Я. Социалыю-технологичсская культура менеджера: проблемы исследования и формирования. [Текст] / Л.Я Дятченко // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста / Под ред. В.П. Бабинцева. - Белгород: КОНСТАНТА, 2010. - С. 6-13.
1(у5 Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. — М.: Омсга-Л, 2010. - 567 с.
167 Ярская, В.Н. Дискурсивный расизм в языковых коммуникациях [Текст] / В.Н. Ярская // Социокультурные проблемы языка и коммуникации. Саратов: ПАГС, - 2004. - С. 7-16.
17