Ви є тут

Становление приграничного сотрудничества как социального института : на примере муниципальных образований Северо-Западного федерального округа РФ

Автор: 
Пастарнакова Ольга Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
295706
179 грн
Додати в кошик

Вміст

V
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Концептуальные основы определения социального феномена приграничного сотрудничества
1.2 Генезис и особенности формирования приграничного сотрудничества
1.3. Система факторов развития приграничного сотрудничества в
>
современной России
Глава 2. ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
2.1. Основные тенденции развития местных сообществ и муниципальных образований в современной России
2.2. Использование возможностей приграничного сотрудничества в развитии муниципальных образований
2.3. Становление организационной структуры приграничного сотрудничества на местном уровне
Глава 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ СЗФО РФ
3.1. Анализ приграничного сотрудничества в муниципальных
образованиях СЗФО РФ (по материалам социологического исследования)
3.2. Проектный подход в организации приграничного сотрудничества на местном уровне
3.3 Объединение муниципальных образований с элементами партнерства как инновационная форма приграничного сотрудничества Заключение
Список использованной литературы Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что реформирование местного самоуправления в России, его укрепление в качестве первичного уровня публичной власти обусловливает необходимость выработки новых подходов к решению вопросов развития муниципальных образований и местных сообществ, к максимальному использованию имеющихся ресурсов для улучшения качества жизни различных социальных групп местного населения. В этой связи особое значение приобретает ориентация органов местного самоуправления на инновационные способы решения повседневных проблем, их «открытость» для использования успешного опыта управления на местном уровне. Значительные потенциальные возможности развития местного самоуправления связаны с выявлением и использованием внутренних ресурсов муниципальных образований, таких как близость к национальным транспортным коридорам и другим точкам роста, развитая инфраструктура, наличие достопримечательностей, выступающих базой для туристического бизнеса, выгодное географическое положение.
Для многих муниципальных образований Российской Федерации географическое положение, с одной стороны, предоставляет дополнительные возможности для развития, с другой - часто обусловливает низкие показатели их социально-экономического развития. С подобной ситуацией сталкиваются около 8 тыс. приграничных муниципальных образований России.
Известно, что пограничный периметр Российской Федерации является самым протяженным в мире и составляет 60 933 км, в том числе 38 807 км морских. Из 83 субъектов РФ у 43 одна из границ совпадает с государственной, причем у 21 субъекта межгосударственные границы старые, унаследованные с советских времен, у остальных - они являются
18
международная политика есть результат постоянного взаимодействия и взаимопроникновения международных и национальных норм. Поэтому национальная идентичность - это подвижная, подверженная изменениям реальность, а сотрудничество - результат сходного социального воздействия внешней среды и сходства национальных идентичностей, разделяемых государствами. Таким образом, конструктивисты рассматривают сотрудничество как подвижную, подверженную изменениям реальность. В отношении приграничного сотрудничества это означает, что местные сообщества, проживающие в едином геополитическом пространстве и разделенные государственной границей, имеют сходные социальные нормы. Государство в данном случае не сможет прекратить их взаимоотношения, однако оно имеет приоритет в определении направлений этих отношений.
Становление и развитие пршраничного сотрудничества позволяет рассматривать его с позиций институционализма.
В современной науке под «институтом» понимают весьма разные
п
явления . Основываясь на определениях теоретиков институционализма, можно предположить, что приграничное сотрудничество также является своеобразным социальным институтом. Подобное умозаключение основывается на том, что различные формальные и неформальные принципы, нормы, правила регулируют и структурируют прежде всего социальные взаимодействия индивидов и определенных социальных фупп. Причем используемые правила дают информацию о том, как люди будут действовать в определенных ситуациях, признаются членами релевантной группы как правила, которым другие подчиняются в этих ситуациях, и структурируют стратегический выбор акторов так, чтобы произвести равновесные результаты8.
7 См., например: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова - М., 1998; Политология: Словарь-справочник / Под ред. М. Л. Василика - М., 2000; Институциональная политология: современный институционализм и политическая трансформация России / Иод ред. С. В. Патрушева - М., 2006 и др.
8 Knight J. Institutions and Social Conflict. - Cambridge, 1992. - P. 54
19
По мнению Б. Г. Питерса, самый главный элемент института состоит в том, что институт является «структурной характеристикой общества и/или политик. Эта структура может быть формальная (парламенты, агентства государственной бюрократии, законодательство) или неформальная (сети взаимодействующих организаций, набор норм, разделяемых членами общества)»9. Приграничное сотрудничество сочетает в себе некоторые признаки формальных и неформальных институтов. Следуя по пути формализации, которая проявляется в создании соответствующего законодательства, координирующих структур, «упорядочении» отношений между муниципальной и государственной властью по данному вопросу, приграничное сотрудничество сохраняет черты «неформальности»: сложившиеся нормы и модели поведения с партнерами, сети взаимодействующих неправительственных организаций, часто основывающиеся на личных связях, сложившийся круг проблем, побуждающий население к взаимодействию. Подтверждением формализации рассматриваемого института можно считать и наличие механизма мониторинга, созданного правительством государства. Возможно, с течением времени у приграничного сотрудничества появится и механизм санкционирования, которым в настоящее время обладают основные устоявшиеся формальные институты (например, институты собственности, права и др.).
Изменения институтов (в нашем случае - его формализация), по мнению исследователей, происходят в силу следующих причин:
1. При нарушении равновесия (концепция структурно-поддерживающегося равновесия). Главный тезис при этом заключается в том, что институты представляют собой равновесие, эквилибрум, который открывает дорогу' к кооперации акторов. Институт устойчив именно потому, что он - эквилибрум. Он не изменится, если нег решительно настроенной на
9 Питерс Б. Г. Политические институты: вчера и сегодня Н Политическая наука: новые направления. - М.,
1999.-С. 226.