Ви є тут

Образовательные программы для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии : Социологический анализ

Автор: 
Скворцова Вероника Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000288475
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. Социокультурный инвайронмент нетипичного развития 17
1.1 .Социальное пространство нетипичною развития...............17
1.2.Особенности социализации нетипичного ребенка...............54
ГЛАВА 2. Специальное (коррекционное) образование: дошкольные программы......................................................77
2.1.Готовность к профессиональной деятельности в структуре
ранней интервенции.............................................77
2.2.Конструирование социально-ориентированных
программ абилитации дошкольников..............................103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................133
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................138
ПРИЛОЖЕНИЯ............................а.......................149
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовании определяется кардинальными переменами в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, государства, в общественном сознании, во всем образе жизни людей. Происходящие социальные изменения усиливают актуальность многих проблем детства - сохранения здоровья, образования, социальной защищенности, которые образуют мощные пересечения в общем проблемном поле детства. Социальная политика государства в сфере дошкольного образования и здравоохранения в значительной степени обусловливает особенности социальной поддержки детей и их семей. В свою очередь, система социальной защиты влияет на качество образования и охрану здоровья детей, так же, как изменение системы образования вызывает изменения и в состоянии здоровья, и в организации направленной помоши детям. Здоровье человека обусловлено не только физико-биологическими факторами, но и социальными, поэтому защита прав личности на охрану здоровья - важнейшая функция социальной политики.
В современной России значительную тревогу вызывает ухудшение социального и биологического потенциала детства. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют нарушения развития. Ситуация, сложившаяся в Саратовской области, характеризуется как крайне неблагополучная. На фоне социально-демографического кризиса (за последние два года численность населения области сократилась на 16,1 тыс. человек (0,6 %), число умерших превысило число родившихся в 1,8 раза, суммарный коэффициент рождаемости составил 1,15 против 2,15, необходимых для простого замещения поколения родителей их детьми) значительно возрастает число детей, страдающих психическими заболеваниями и имеющих отклонения в развитии. Число детей с диагнозом умственная отсталость (олигофрения) за последние 6 лет увеличилось на 387 человек и составило 4764 человека. Диагноз эпилепсия с психозом и слабоумием был поставлен 107 детям, что более чем в два раза превышает
15
специалистов в соответствии с текущим моментом развития и познавательными способностями детей; мониторинг и стимулирование развития способностей, необходимых для социального включения ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии.
4.Процесс социальной абилитации детей с особыми интеллектуальными нуждами предполагает реализацию следующих инновационных направлений развития коррекционного дошкольного образования: 1.Разработка программы и проведение междисциплинарного тренинга оценивания (диагностики) интервенции для профессионалов.
2.Разработка институциальной модели координации услуг на протяжении жизни нетипичного человека с учетом транзиций (переходов) из одной институциальной системы в другую. 3.Интенсификация исследований, направленных на разработку методологии и технологий социального включения нетипичных детей в общественную систему с учетом культурных, гендерных, возрастных, психологических особенностей их развития.
4.Формирование информационной готовности общества к социальному включению нетипичных детей, предоставление широкого спектра информационных услуг о нуждах детей с отклонениями в интеллектуальном развитии в рамках всего социума.
5.Разработка программы и организация досуга нетипичного ребенка выступают важным компонентом ранней интервенции. Модель поддерживающего досуга предполагает идентификацию цели, функций, основных составляющих и направлений, способствующих освоению социальной реальности и расширению границ жизненного пространства нетипичного ребенка.
Теоретическая и практическая значимость работы. Данное диссертационное исследование имеет значение для развития социологической теории; социологии образования, социологии семьи, инвайронментальной социологии, социологии нетипичности, специальной и социальной педагогики и психологии. Результаты диссертационного исследования могут применяться для конструирования образовательных программ, в практике социальной работы с семьей, социально-
16
психологической коррекции родительских отношений. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах теоретической социологии, социологии семьи, теории и практики социальной работы для студентов, магистрантов и аспирантов социологических факультетов, отделений социальной работы, социокультурного сервиса, психологии, педагогики, дефектологии. Практические выводы и результаты диссертационного исследования могут стать основой разработки методических рекомендаций для специалистов по работе с нетипичными детьми дошкольного возраста (психологов, врачей, дефектологов, воспитателей, социальных педагогов и социальных работников), а также для родителей нетипичных детей.
Апробация работы. Новые положения, основные выводы и результаты диссертационного исследования обсуждались на: совместных заседаниях кафедры социальной работы и менеджмента туристического бизнеса, методологических семинарах по социологии СГТУ (1997-2000), факультете повышения квалификации преподавателей (1998), Международной научной конференции «Социокультурный анализ гендерных отношений» (Саратов, 1998), Всероссийской научно-практической конференции «Социальное образование и социальные технологии» (Саратов, 1998), Научно-практической конференции «Экология культуры: музейное дело, туризм, социальный сервис» (Саратов, 1998), Научной конференции «Проблемы социализации личности на рубеже веков» (Саратов, 1999), Региональной научной конференции «Системный подход в современной психологии» (Саратов, 2000). Основное содержание и результаты работы отражены в семи публикациях автора.