СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентаций учительства как социальнопрофессиональной группы............................................ 17
1.1. Ценностные ориентации: социологический анализ............ 17
1.2. Социальные факторы формирования ценностных ориентаций современного российского учительства..................... 35
Глава 2. Учительство как социально-профессиональная группа ... 51
2.1. Социально-демографическая характеристика учительства
(на примере учительства Ивановской области)................... 51
2.2. Социальное самочувствие учителей........................ 69
Глава 3. Ценностные ориентации учителей........................... 83
3.1. Ценностные ориентации в профессиональной сфере.......... 83
3.2. Мировоззренческие ориентации учительства.............. 104
3.3. Досуговые и эстетические предпочтения учительства...... 126
Заключение........................................................ ^2
Список использованной литературы............................... 148
Приложение........................................................ 170
Введение
Акту альность исследования
Важнейшими функциями учительства как одного из главных субъектов образования являются поддержание континуитета в обществе через сохранение позитивного потенциала предшествующего этапа развития и создание условий для принятия и развития обществом новых ценностей. Таким образом, система ценностных ориентаций учительства должна обладать, с одной -стороны, устойчивостью, с другой - способностью адаптироваться к новым социальным ориентирам. В этих условиях важно установить типологию ценностных ориентаций учителей и исследовать динамику этих ориентаций, учитывая их способность изменяться в процессе реформ образования, и, следовательно, в значительной степени предопределять их успех или неудачу.
В первом десятилетии XXI в. Россия ставит целью динамичного социально-экономического развития достижение долгосрочной конкурентоспособности в мировой экономике и вхождение в число лидирующих мировых держав. Эта стратегия предполагает и внедрение новой современной модели ^образования, в рамках которой фундаментальное качественное образование должно стать социальным стандартом современного молодого поколения1.
Реализация новой модели школьного образования потребует изменения роли учителя, развития его способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся. Поэтому социологическое изучение адекватности ценностных ориентаций учителей современной модели образования и влияния этих ориентаций на направленность профессиональной деятельности учителей представляется актуальным.
Важной составляющей трансформации современного российского об-• щества является также формирование нового социокультурного типа личности как активного субъекта инновационной экономики, гражданского обще-
1 См.: Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (проект). - М., 2008. - 39 с.
16
Теоретические и практические методики, наработанные в ходе исследования, применимы также в периодических и локальных социологических опросах учительства на различных уровнях (школы, города, области). Результаты исследования могут быть востребованы и органами управления образованием для определения степени готовности педагогических коллективов к инновациям и для приня тия соответствующих решений.
Апробация и внедрение результатов работы
Основные положения и выводы диссертации отражены в семи публикациях и представлялись на обсуждение на заседаниях кафедры общей социологии и феминологии Ивановского государственного университета в 2005-2007 гг. Результаты работы докладывались на научно-практических семинарах и круглых столах для учителей (2006-2007 гг.), на коллегии Департамента образования (2007), на Форуме классных руководителей Ивановской области (2007), на международной научно-практической конференции «Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития» (Н. Новгород, 2007).
Диссертантом разработан и апробирован практический курс для педагогических специальностей вузов и Институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: «Ценностные ориентации современного учительства» (2006-2007 гг.). На основе исследования разработана концепция воспитательной работы, в основу которой положены идеи о необходимости формирования у учащихся ценностных ориентаций инновационного интервального типа (2006 г.), монография «Роль учителя в модернизации образования» (2008 г.). В учебный план курсов повышения квалификации учителей Ивановской области в рамках Комплексного проекта модернизации образования включены занятия, направленные на коррекцию ценностных ориентаций учителей в педагогической деятельности.
По материалам диссертации опубликованы 6 статей, 1 тезисы (общий объем — 3,2 печ. л.).
17
Глава 1. Теоретико-методологические основы
исследования ценностных ориентаций учительства как
социально-профессиональной группы
1.1. Ценностные ориентации: социологический анализ
Исходными понятиями для данной работы являются ценности и ценностные ориентации. Научение ценностных ориентаций как системы применительно к учительству требует уточнения этого понятия для данной социально-профессиональной группы; выявления факторов, воздействующих на формирование ценностных ориентаций; анализа принципов функционирования ценностных ориентаций учительства как системы; определения критериев их классификации.
Сегодня, когда человечество вступило в период перехода индустриального общества в постиндустриальное (информационное), практически во всех социальных науках активизируется изучение ценностных ориентаций. Исследование систем ценностных ориентаций и ценностей обладает большими эвристическими и прогностическими возможностями, поскольку позволяет судить о направленности и характере развития общественных отношений, о самочувствии населения и перспективах развития общества. На каждом историческом этапе развития общества происходит обновление компонентов нормативно-ценностной структуры. Ценностные ориентации определенных социальных групп явно или латентно содержат в себе соответствующие нормы, обусловливающие социальное поведение субъектов - носителей данных ценностей, а следовательно, непосредственно влияют на общественное развитие. Изучение ценностных ориентаций учительства определяется также тем, что ценности тесно связаны с образованием и воспитанием, процессом целенаправленного формирования системы ценностей входящего в мир молодого человека, и являющегося одной из функций данной социально-профессиональной группы.
- Київ+380960830922