Ви є тут

Современная бурятская городская семья: функции, структура : Социологический анализ

Автор: 
Гылыкова Эржена Владимировна
Тип роботи: 
функции, структура
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
146
Артикул:
1000306624
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ
1.1. Семья как объект социологического анализа.....10
1.2. Место городской семьи в семейном строе бурят..28
Глава И. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
БУРЯТСКОЙ ГОРОДСКОЙ СЕМЬИ
2.1. Особенности структуры бурятской городской семьи 48
2.2. Специфика жизненного цикла городской семьи....64
2.3. Основные функции бурятской городской семьи....80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................120
БИЛИОГРАФИЯ............................................125
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................132
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Выбор темы исследования детерминирован значимостью семьи, которая была и остается одним из основных социальных институтов в структуре общества. Она является исторически конкретной первичной системой межличностных взаимоотношений, сложившейся в силу необходимости реализации основных потребностей человека. Благодаря институту семьи человечество осуществляет ряд функций, связанных, прежде всего, с воспроизводством населения, преемственностью поколений, социализацией детей, а также с психологическим, экономическим, социальным и другими жизнеобеспечивающими факторами, способствующими поддержке существования его членов.
Семья занимает важное место в жизнедеятельности любого этноса. Бурятская семья, возникшая первоначально как сельская, в процессе индустриализации и урбанизации республики дополнилась новым территориально-поселенческой типом - городской семьей.
Переход от сельского типа семейных отношений к городскому сопровождался глубокими изменениями в структуре семьи, ее функциях. Перемены произошли в формировании ее жизненного цикла, национальных традиций, ценностей. Как городская, так и сельская семья являются носителями и трансформаторами национальных ценностей. Важно, чтобы эта роль семьи не снижалась. В то же время институт семьи испытывает серьезное воздействие экономических, социальных и духовных процессов, происходящих в современном российском обществе. Анализ положения современной бурятской городской семьи дает возможность определить характеризующие ее черты с учетом влияния имеющих место ассимилирующих факторов. Все это обуславливает важность и актуальность ее изучения.
3
широком смысле») воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, в связи с какими-либо конкретными целями; 2) семья представляет собой «интимную ассоциацию и кооперацию», которая «сама себя воспроизводит»1.
В дальнейшем, рассмотрение взаимосвязи личности и общества на уровне межличностных отношений получило развитие благодаря таким ученым, как У. Джемс, Ч. Кули, У. Томас, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, 3. Фрейд. Рассмотрение семьи их последователями было основано на восприятии ее в качестве социально-психологической группы.
Позднее определяется социологический подход в изучении семьи, при котором она стала рассматриваться как социальная ячейка общества. Такой взгляд сформировался в результате развития теории социальной стратификации. Среди ученых, придерживавшихся данного направления исследования семьи, были, прежде всего, Д. Берто, И. Берто-Вьям. Ими отмечено, что “первые социологи, которые стали конкретно работать над вопросами социальной стратификации, в качестве базового элемента выделяли не индивида, а семейную ячейку. Однако с введением техники репрезентативной выборки, основу которой составлял индивид, этот социологический подход был забыт. Можно лишь сожалеть, что таким образом техническая детерминированность предала забвению целое теоретическое направление. В течение последних нескольких лет при разработке вопросов стратификации и социальной мобильности мы пытаемся восстановить и развить это ’’семейное" направление. Поэтому мы рассматриваем социальный статус как атрибут семейных групп, а не взятых изолированно индивидов: последние имеют профессиональный статус, что не одно и то же... Вот почему мы стали развивать метод "истории семей" как
* См.: Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1979. - С. 15.
13
новый инструмент социального наблюдения”1.
Развитие теории семьи В.Гудом («Мировая революция и образцы семьи», 1965) и Г. Кристенсеном («Антология по браку и семье», 1967) было обусловлено их мнением о происходящих изменениях семьи вследствие взаимодействия ее “культуры” с тотальной культурой “общества” и его “субкультурами”. В соответствии с изложенным авторами принципом, в качестве отдельных этапов генезиса семьи рассматриваются первобытная, иудейская, древнегреческая, древнеримская, христианская и современная ее формы.
Одно из важнейших положений работы Д.П. Мэрдока «Социальная структура» основано на утверждении о том, что семья, состоящая из мужчины, женщины и их социально признанных несовершеннолетних детей («нуклеарная семья», или «семейное ядро»), представляет собой повсеместно встречающийся элемент любого человеческого сообщества - от первобытности до наших дней.
Изложенная Мэрдоком теория явилась попыткой «обновления» теории извечности моногамии и признания возможности полигамных форм брака. Однако данная теория считается неприемлемой в силу двух основных причин - «нуклеарная семья» присутствует далеко не во всех системах брачных отношений, и не все известные науке формы такой семьи обладают «полным набором» перечисленных Мэрдоком функций.
Определенный вклад в развитие науки о семье внесли такие ученые, как Р. Хилл, А. Катц и Р.Симпсон, которые подвели своеобразный итог исследовательской работе американских ученых в период с 1920 по 1956 г.
Семья, в теории Р. Хилла, рассматривается в качестве системы, обладающей следующими признаками: 1) члены ее находятся в постоянной
1 Берто Д., Берто-Вьям Изабель. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. - 1992. - Т. 1, № 2. -С. 106.
14