Ви є тут

Государственная молодежная политика и проблемы ее реализации : На примере Республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Мрикаев, Марат Эльбрусович
Тип роботи: 
На примере Республики Северная Осетия-Алания
Рік: 
2006
Артикул:
192326
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение.................................................................. 3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования государст- ^
венной молодежной политики...................................
1Л. Генезис «молодежной политики» как научной категории .... ^
1.2. Анализ проблем молодежной политики в современной России 46
Глава II. Социокультурные аспекты формирования и реализации госу- //
дарственной молодежной политики..............................
2.1. Положение молодежи в обществе как важнейшая детерминанта 77
государственной молодежной политики.......................
2.2. Координация деятельности государственных и общественных ^ ^ органов по формированию и реализации молодежной политики ....................................................
2.3. Молодежная политика в Республике Северная Осстия-Алания: * 42
состояние и перспективы развития..........................
Заключение................................................................. ^
Список использованной литературы...................................... 172
Приложения 1 ^7
А
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоев современного российского общества. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая его часть. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого радикального изменения общества во многом зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества.
Однако трудности экономических реформ в России особенно больно ударили именно по молодежи. Лишь небольшая ее часть сумела найти свое место в рыночных отношениях, основной же массе пока не удается адаптироваться к нынешней ситуации. Происходит обвальное понижение социального статуса молодежи, сужаются возможности ее доступа к образованию и культурным ценностям, растет безработица. В стране стремительно «молодеет» преступность. У истоков всего этого негатива лежит тяжелое экономическое положение молодежи. Оставаясь один на один с такими проблемами, как снижение уровня жизни, отсутствие рабочих мест, возможности получения жилья, молодежь идет либо в теневой бизнес, либо в криминальное подполье или маргинальную среду.
В не меньшей мерс молодежь нуждается в духовной, морально-психологической поддержке, в новой социальной философии, которая объяснила бы ей смысл и цели происходящего в стране и место в ней молодежи. Пока же, с трудом понимая, куда дуют политические ветры, она занялась главным образом добыванием легких денег. В результате
ценностей молодого поколения. Автор указывает на то, что в любом обществе государственная политика и, в частности, молодежная политика, является координатором основных политических процессов; политическая социализация молодого поколения не является исключением. Решение государством проблем гражданского воспитания молодежи, передачи общезначимых политических норм и ценностей является основой «направленной» политической социализации молодежи институтами, включенными в данный процесс (партии, СМИ, система образования, армия и т.д.). При этом государственная политика в данной области не может эффективно осуществляться без учета личностного уровня социализируемых индивидов, без целостного видения процесса интернализации, восприятия потока направленной политической социализации человеком, исходя из его социальных и психологических особенностей1.
С. Вострецов и другие авторы Концепции проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике» определяют молодежную политику в сравнении с законодательством. Молодежная политика, считают авторы, не является отраслью права, и даже не отдельным его институтом. Та сфера общественных отношений, которая складывается с участием молодежи как основного ее субъекта, носит комплексный характер и относится по предмету регулирования к различным отраслям нрава: конституционному, гражданскому, административному, трудовому и т.д. Законодательство же о государственной молодежной политике должно, считают авторы, представлять собой скорее инструмент государственной деятельности, основывающейся на основных отраслях права, а государственная молодежная политика должна, в сущности, представлять собой деятельность государства в интересах самой молодежи: это та часть
1 Зиновьева Т. Г. Проблемы гражданского воспитания в российской государственной молодежной ПО' литике//Ломоносовские чтения. - М.: МГУ, 2002. -Т. 2.
*>
социальной политики в се человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и, прежде всего, замыкается на молодежи1.
В разработке государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровііях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России», в 1997 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 890 она получает статус Президентской, а в 2000 г. постановлені ниєм Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275 утверждается
ФЦП «Молодежь России (2001-2005 годы)». Поэтому в целом ряде других документов и работ раскрывается сущности ГМП сквозь призму ее целей и задач.
Цель, которая в работах и документах 1991-1994 гг. являлась сквозной для ГМП, формулировалась как создание условий для наиболее полной самореализации молодежи в качестве особой социально-демографической группы, в интересах общества и самой молодежи.
В более «современном» виде целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности2.
В программе “Молодежь России” [Указ Президента РФ от 15.08.97 г. № 890] основные цели заключаются в следующем:
-решение социально-экономических проблем молодежи, включая развитие жилищного строительства и социально-экономическую поддержку молодежи и молодых семей;
-решение вопросов профессионального развития, занятости молодежи, молодежного предпринимательства;
1 Вострецов С. и др. Концепция проекта Федерального закона «О государственной молодежной полн-тике»//Общеросснйское молодежное общественное движение «Энергия жизни». - М., 2004.
2 Стратегия и основные направления государственной молодежной политики п Российской Федерации до 2012 года// Инициатива молодых - будущее России • М, 2001.
20